ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 19

МОЛИТВА
НА ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ

 

«Запрети дух немощи». Некоторые отвергают, что сила и злодейство демонов наводят на людей болезни; но благочестивые люди не сомневаются в этой истине. Впрочем, эта истина утверждается не на мнениях людских, а на ясных свидетельствах слова Божия, из которых достаточно указать на одно свидетельство Самого Ходатая нашего спасения, приведенное в Евангелии, где сказано, что жена, которую связа сатана осмьнадесять лет, бе сляка и не могущи восклонитися отнюдь (ср.: Лк. 13, 11).

 

§ 20

МОЛИТВА
О КОПАНИИ КЛАДЯЗЯ

 

Потребность сей молитвы о копании кладязя доказывают слова и дела святого священномученика Климента. Ибо он, быв некогда сослан в Херсон на каменные работы и узнав от заточенных, что они не имеют воды, совершил с ними сперва общественную молитву; потом увидел не в дальнем расстоянии агнца, воздвигшего правую ногу и как бы указующего ею место. Климент понял, что в виде агнца явился Господь, Которого кроме него никто не видел; пошел туда и небольшим заступом начал копать то место, на котором стоял агнец. Тотчас открылся источник воды весьма чистой и вкусной, и от сего источника образовалась река. Все возрадовались и возблагодарили Господа. Пространнее смотри о сем чудесном действии молитвы в житии святого Климента, ноября 25 дня.

 

§ 21

МОЛИТВА
В НАСАЖДЕНИЕ ВИНОГРАДА

 

«И принести Тебе от него». Когда начинают насаждать виноград, тогда же обещают принести некогда Богу плод, т. е. гроздие от него. Такое обещание предлагается для двух целей: во­первых, для того, чтобы чрез это приношение воздать благодарение Подателю всех благ Богу; во­вторых, – чтобы явить пред высочайшим Господом Богом свое благоговение. Ибо то же приносимое гроздие имеет быть употреблено для производства вина, которое послужит при священнодействии для Святых Христовых Таин. На это указует и самая молитва в словах: «…во еже претворитися в Кровь» и проч. Посему и священник при совершении проскомидии молится о «принесших и ихже ради принесоша». Об исполнении такового приношения смотри ниже (§ 67).

 

§ 22

МОЛИТВА
НА ОБЫМАНИЕ ВИНОГРАДА

 

Сия молитва на «обымание винограда» читается тогда, когда начинают собирать гроздия (т. е. кисти плода) с лоз виноградных.

 

§ 23

МОЛИТВА
НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВИНА

 

Вино, выжатое из виноградных ягод, благословляется этою молитвою.

 

§ 24

БЫВАЕМЫЙ НА НИВАХ, ИЛИ ВИНОГРАДЕ,
ИЛИ ВЕРТОГРАДЕ, АЩЕ СЛУЧИТСЯ
ВРЕДИТИСЯ ОТ ГАДОВ, ИЛИ ИНЫХ ВИДОВ

 

«Чин, бываемый на нивах». Святая Церковь приняла благочестивое обыкновение предотвращать молитвами и отгонять заклинанием тех пресмыкающихся и летающих насекомых, которые наносят вред полям, виноградникам и прочим растениям. Она верует, что эти хищные животные к явному вреду нашему насылаются или вследствие попущения Божия для наказания нас за грехи, или по ненависти бесовской, для испытания нашей веры и упования. Если по изволению и попущению Божию они причиняют вред нам, то Святая Церковь усердными молитвами к Богу старается отвратить от нас находящий на нас бич сей; а если они, быв воздвигнуты демоном, угрожают пагубою растениям, – тогда церковная власть отгоняет виновника этого зла – демона – не молитвами, но силою заклинания, дабы он перестал наносить людям бедствия посредством рассеяния безсловесных тварей. В настоящем чинопоследовании содержатся как молитвы к Богу, так и заклинание, силою которого демонская власть отдаляется от безсловесных тварей.

 

§ 25

В ЧИНЕ ПРОТИВ ГАДОВ
ВОСПОМИНАЮТСЯ СВЯТЫЕ ТРИФОН,
ЕВСТАФИЙ И ИУЛИАН

 

«Взяти елей от кандил». Кандила здесь полагаются во множественном числе потому, что как в последней молитве упоминаются имена трех святых – Трифона, Евстафия и Иулиана, то следует «взяти» и «елей от кандил» сих трех святых. Эти святые призываются здесь преимущественно пред другими в молитвенную помощь потому, что святой Трифон (1 февраля) научил прогонять насекомых своим заклинанием; Евстафий (20 сентября) предан был на съедение зверям; а Иулиан (21 июня), быв заключен во вретище с песком и с ядовитыми пресмыкающимися гадами и ввержен в море, стяжал славу мученическою кончиною.

Устав настоящего чина показывает, что не только святые мощи и святые иконы мучеников, но и все те вещи, которые приносятся в честь их, приемлют от Бога ту же чудодейственную силу, которою исполнены святые, как, например, и настоящий елей, приношением и возжением которого издревле чествуются гробницы и иконы святых мучеников. Феодорит, будучи некогда окружен демонами, по козням волшебства, не опасался от них никакого вреда и не ощущал страха, имея при себе собор мучеников, которых боялся злобный изобретатель и производитель всяких волшебных действий. Этот собор был именно елей, собранный от лампад мученических и горевший в его лампадке, которая висела пред святыми иконами над его постелью, как сам он объявляет в своей истории (в гл. 21).

 

 

§ 26

ПОВРЕЖДАЕМЫЕ МЕСТА
ОКРОПЛЯЮТСЯ СВЯТОЙ ВОДОЙ

 

«И водою святых богоявлений». При заклинании вредоносных гадов употребляется не только елей, но и святая богоявленская вода, которою окропляются повреждаемые места для прогнания демонов.

 

§ 27

ЗАКЛИНАНИЕ ДЕМОНОВ
ВЕДЕТ СВОЕ НАЧАЛО ОТ
ВРЕМЕН АПОСТОЛЬСКИХ

 

«Заклинание святого мученика Трифона». Заклинание демонов, обладающих тварями, начали употреблять со времен апостольских. Так, воздушные демоны, запрещенные словами апостола Петра, оставили Симона волхва и отбегли от него. Евангелист Иоанн, именем Отца и Сына и Святаго Духа, повелел пытливому духу, жившему в Аполлониде, изыти от создания Божия. Святой Фома в жизни своей изгнал множество бесов из людей, одержимых ими, и проч. Равным образом и святой мученик Трифон повелел бесу выйти из дочери кесаря Гордиана. Посему не без основания Святая Церковь приняла обряд заклинания для изгнания из вредоносных тварей нечистых духов, силою которых они опустошают поля и вертограды.

 

§ 28

МОЛИТВА СВЯТЫХ СЕДМИ ОТРОКОВ
НА НЕМОЩНОГО И НЕСПЯЩЕГО

 

Как врачи для различных болезней составляют различные лекарства, так и Церковь для исцеления и укрощения тех же болезней или немощей и других мучений не довольствуется одним родом молитв. Отсюда, поелику седмь отроков ефесских (празднуемые августа 4 дня) восприяли во время гонения дар продолжительнейшего здравого сна и потому названы усопшими, – то Святая Церковь, приводя их на память и призывая в молитвенную помощь, в настоящей молитве испрашивает покой и врачевство сна больным, изнуренным от продолжительного отсутствия оного, т. е. страдавшим от потери и лишения сна.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Помогите возрождению храма!

     

 

   Дорогие братья и сестры! Владыка Выксунский и Павловский Варнава благословил меня на возрождение Никольской церкви в селе Гари Ардатовского района Нижегородской области. На время восстановительных работ по благословению Владыки мы открыли молитвенный дом.

 

   Купили небольшой домик и оборудовали его для совершения богослужений. Установили купол, внутри сделали иконостас и поставили престол, сложили печку.

   Все жители села были очень рады.  Но вся работа – впереди… От лица приходского собрания и всех жителей окружающих сел и деревень прошу оказать посильную помощь. Храни вас Господь!

   Пожертвования можно направить почтовым переводом по адресу: 607150, Нижегородская обл., Ардатовский р­н, п. Мухтолово, ул. Спортивная, д. 2; протоиерею Алексию Анатольевичу Веснину (с пометкой «на возрождение храма»). Либо – на карту Сбербанка № 4276842016533121 (Веснин Алексей Анатольевич) или на наш церковный счет: Банк получателя: Волго­Вятский банк Сбербанка РФ г. Нижний Новгород, счет № 40703810842410007035, БИК 042202603, КПП 520101001, к/сч 30101810900000000603, Саровское ОСБ №7695/016 р. п. Ардатов. Получатель: МРО Православный приход церкви в честь Рождества Христова п. Мухтолово, протоиерей Алексей Веснин.

     

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник