ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Война и Библия

 


Ослепление Седекии.

Худ. Хосе Вильегас КОРДЕРО

 

 

Продолжение. Начало см. в № 11 (179)

 

 

Книга святителя Николая Сербского «Война и Библия» была написана в 1932 году, когда человечество еще переживало трагические последствия Первой мировой войны и уже готовилось к следующей – Второй мировой. Для современного мира, где не утихают локальные военные конфликты, работа не утратила актуальности. И сейчас уже идет новая важнейшая глобальная брань – война духовная, идеологическая. Она гораздо страшнее физической, ибо Господь заповедовал бояться убивающих не тело, но душу (см.: Мф. 10, 28). Все высказанные святителем положения и выводы вполне применимы и к этому – главному для нас – противостоянию.

 

 

ГРЕХИ НАЧАЛЬНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ
ПРИЧИНОЙ ВОЙНЫ И ПОРАЖЕНИЯ

КНИГИ ЦАРСТВ И ПАРАЛИПОМЕНОН

 

 

Обратили ли Вы внимание... на то, что во времена судей израильских грехи самого народа вызывали войну и являлись причиной поражения? Как мухи слетаются на рану – так и соседние племена нападали на духовно израненный израильский народ. Ни одна война не была вызвана грехами великих судей, ибо они были избраны Богом и вооружены Божией силой. Это были люди, «воздвигнутые» на водительство народа, для того чтобы исцелить его от греха, а следовательно, и освободить его от ига чужеземцев. Иными словами: чтобы возвратить человеческим душам их внутреннюю духовную свободу, за которой неизбежно следует ее выражение или символ – внешняя свобода. Чаще же всего народ страдал от военных бедствий во времена Царей израильских вследствие грехов самих Царей. Своим беззаконием они оскорбляли Бога, и Бог посылал на них войну и предавал их в руки врагов. Правда, были и достойные Цари, но таких было мало, и тогда или вообще не было войны, или же она заканчивалась блестящей победой над противником. Вот несколько примеров.

Царь Саул до тех пор побеждал во всех войнах, пока был верен Богу и заповедям Его. Как только он отступил от Бога и начал советоваться с гадальщиками – филистимляне победили, и Царь в отчаянии закололся мечом.

Царь Соломон до самой старости был мудрым и праведным Царем, поэтому удача не покидала его и войны не было. Но в старости он согрешил, угождая своим женам-идолопоклонницам. Поэтому впоследствии Царство его разделилось на две непрестанно враждовавшие друг с другом части. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя Царство и отдам его рабу твоему (3 Цар.  11, 11). Рабом этим был Иеровоам, надсмотрщик царских конюхов. А наследником Соломона в Иерусалиме был сын его Ровоам. И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их (Там же. 15, 6).

Царь Ровоам делал зло, и тогда напал на него египетский Царь Сусаким и подошел к Иерусалиму, потому что они отступили от Господа. У Сусакима было большое войско: тысяча двести колесниц и шестьдесят тысяч всадников; а остальному народу, который пришел с ним из Египта, не было числа (2 Пар.  12, 2–3). Что же тогда произошло? По закону греха Ровоам должен был быть уничтожен. Но милость Божия смягчила этот закон. Почему же здесь проявилась милость Божия? Ради покаяния и Царя, и князей. Потому что смирились князья Израилевы и Царь и сказали: праведен Господь! Как только появилось покаяние, пришла и милость Божия. Тогда Бог сказал через пророка Самея: Они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление… чтобы знали, каково служить Мне и служить Царствам земным. Сусаким ограбил Иерусалим, но иного зла не мог причинить, ибо Господь не допустил, т. к. в Иудее было еще нечто доброе… (Там же).

И Царь Седекия делал неугодное в очах Господних. За это Навуходоносор в последний раз напал на Иерусалим, взял его, сжег храм и весь город. Седекию Царь забрал живым в плен; на глазах отца убил его сыновей, приказал выколоть ему глаза, заковать и отвести в Вавилон.
С Седекией навеки исчезло Царство Иудейское, сделавшееся вавилонской провинцией. Этим кончилась самостоятельность и свобода иудейского народа.

Разве не ясно... что:

1) грехи начальников народа являются причиной войны и поражения;

2) ради грехов и беззаконий богоборческих начальников народа страдает и народ, а государство, лишившись самостоятельности и свободы, пропадает.

 

 

У ДОСТОЙНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ
В ДЕРЖАВЕ МИР И НА ВОЙНЕ ПОБЕДА

 

Старый пророк и судья Самуил, представляя народу Саула, первого израильского Царя, так говорил Израилю: Не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим и не обращайтесь ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они – ничто (1 Цар.  12, 20–21).

Итак: или Господь, или ничтожество! О третьем ни слова, т. к. не может быть третьего пути, третьего знамени. Начальники народа, чтившие Единого Живого Господа, жившие по Его закону, самою жизнью своею обезпечивали мир государству, и тогда или совсем не было войны, или же если война и была, то они побеждали врага. В том, чтобы иметь Господа знаменем своим, и была добродетель достойных народных начальников, судей, Царей, первосвященников, воевод и князей.

Пока Царь Давид правильно поступал перед лицом Господа, то побеждал всех – и своих, и народных, врагов, так что всякая битва была вместе с тем и победой. Потому что Давид последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими (3 Цар.  14, 8).

Во время Царя Соломона постоянный и ничем не возмущаемый мир царил в стране, и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею (Там же.  4, 25).

 

 

В царствование Асы, делавшего доброе и угодное в очах Господа, в стране был мир и не было у него войны в те годы, так как Господь дал покой ему (2 Пар.  14, 2,  6). А когда Аса для большей, так сказать, безопасности собрал сильное войско, около полумиллиона воинов, и укрепил страну башнями и крепостями, то против него выступил Зерах-кушитянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц. Аса вышел навстречу неприятелю, и войска выстроились друг против друга в долине Цефета. Увидев огромное войско врага, Аса в отчаянии воззвал ко Господу: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или безсильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И Бог помог праведному Царю и его народу. И поразил Господь Кушитян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Кушитяне (Там же, 11–12). Помощь Божия была так очевидна, что когда народ возвратился домой, то поразбивал всех идолов, еще оставшихся в стране. После этого царствование Асы протекало мирно в течение 35 лет…

Царствование Иоасa было мирным, пока он делал угодное в очах Господних и пока был жив первосвященник Иодай. Иоас собрал много сокровищ, обновил храм Божий в Иерусалиме. Но после смерти Иодая Иоас отступил от Господа и вместе с народными старейшинами стал служить идолам. За это их обличал Зaxaрия, сын Иодая, говоря: Для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам. Услышав эти слова, Царь Иоас приказал побить камнями Божиего человека. Вскоре после этого поднялось на него небольшое сирийское войско дамасского Царя, которое, войдя в Иерусалим, разграбило город и истребило всех народных князей. Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом свершили они суд (Там же. 24, 2, 20, 24).

Очень важное значение имеют эти последние слова. Хотя сирийцы были язычники, Господь призвал их совершить Его суд над вероломным иудейским Царем. После этого Иоас тяжко заболел, и восставшие рабы убили его на одре болезни. Подобная судьба постигла и иудейского Царя Амасию, сына Иоасa. Сначала и он делал угодное в очах Господа, и Господь даровал ему блестящую победу над идумеянами в Соляной долине. Но после войны Амасия принес вместе с добычей много языческих идолов и поставил их у себя богами, кланяясь и кадя им. А затем в ослеплении стал задевать израильского Царя: «Bыходи, померяемся!» От Бога было это, дабы предать их в руки врага. Израильский Царь напал на Амасию, вошел в Иерусалим и ограбил его. В это время в Иерусалиме начался бунт против Амасии, и он бежал в город Лахис, но бунтовщики настигли его и убили… (см.: Там же. 25).

Не ясно ли... из всех этих примеров, что:

1) ради добродетели достойных начальников Господь дарует народу мир и благоденствие;

2) ради добродетели начальников Господь отводит нападающих на народ и ему дарует победу;

3) если же начальники возгордятся своею силою или мудростью, или богатством (что даруется им Богом) и отпадут от Бога, то Господь строго наказывает и начальников, и народ;

4) быть достойным начальником народа – значит быть с Единым и Живым Богом и во всем слушать Его заповеди.

 

Продолжение следует

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник