ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Война и Библия

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 11 (179)

 

 

Книга святителя Николая Сербского «Война и Библия» была написана в 1932 году, когда человечество еще переживало трагические последствия Первой мировой войны и уже готовилось к следующей – Второй мировой. Для современного мира, где не утихают локальные военные конфликты, работа не утратила актуальности. Однако новая важнейшая глобальная брань идет уже сейчас – это война идеологическая, духовная. И она гораздо страшнее физической, ибо Господь заповедовал бояться убивающих не тело, но душу (см.: Мф. 10, 28). Все высказанные святителем положения и выводы вполне применимы и к этому – главному для нас – противостоянию.

 

ЗАСЛУЖЕННОЕ РАБСТВО
КНИГА СУДЕЙ

 

Давно наступила ночь, и звезды рассыпались по небесному своду. Восхищенный сиянием их, тихо пламеневших над нашими головами, один ученый сказал:

– О, если бы такой порядок был в жизни людей и народов, какой царит среди звезд!

– А разве нет его? – спросил балканец. – Но, господа, в жизни людей и народов царит своего рода совершенный порядок. Т. е. не тот внешний, механический порядок, видимый нами среди звезд, – а порядок внутренний, более совершенный. Люди – живые духи; своими телесными, физическими действиями и переживаниями выражают они то, что происходило и происходит внутри них.

Оттуда и наружное, физическое рабство народа есть только символ ему предшествовавшего духовного рабства. В библейском освещении это правило имеет редкие исключения. Они касаются испытания силы веры и характера личности (Иосиф, проданный раб) или народа (евреи в Египте). Такие исключения имеются в домостроительном плане Божьем ради большего прославления отдельных людей (апостолы и мученики Христовы) или соборности (Церковь Божия). Но оставим пока славные исключения и вернемся к правилу. Правило же ясно, как дважды два – четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время.

После смерти богобоязненного вождя-победителя, Иисуса Навина, народ израильский, – в одну только эпоху Судей – шесть или семь раз впадал в рабство.

Первый раз был он в рабстве у месопотамского Царя Хушан-Ришафаима, и рабство это длилось восемь лет. Второй раз сыны Израиля были в рабстве у моавитского Царя Еглона. Рабство это длилось 18 лет. Третий раз они были на короткое время порабощены ханаанским Царем Иавином. Четвертый раз на семь лет поработили их мадианитяне. Пятый раз филистимляне поработили их на 18 лет. Шестой раз они были опять под филистимлянами целых 40 лет.

Кроме того, упоминаются еще некоторые периоды безвластия и частичного порабощения, когда у израильского народа не было достойных судей.

Каковы были причины порабощения? Были ли они разнообразны? Нет, во всех этих случаях были одни и те же; или, вернее, была одна и та же причина, ясно выраженная в следующих словах: «сделали сыны Израилевы злое пред очами Господними».

Постепенно вымерло все поколение, в течение жизни своей видевшее много Божиих чудес, явленных в помощь народу израильскому и на войне, и в мирное время. И восстал против них другой род, который не знал Господа и дел, какие Он сделал Израилю; и стали сыны Израилевы делать злое пред очами Господа и служить Ваалу, скоро уклонились от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали (ср.: Суд. 2, 10–17).

Из всех зол, которые делали израильтяне пред Господом, особенно указывается на одно: на служение Ваалу. Что же означает это служение Ваалу? Оно означает служение диаволу под видом идолов. В этом – основа и первоисточник всякого греха. Отсюда проистекают все остальные грехи, нарушение всех десяти основных заповедей Божиих: неверие в Единого Живого Бога, вера во множество злых или бездушных богов, произнесение всуе имени Божиего, непразднование седьмого дня, непочитание родителей, убийство, прелюбодеяние, кража, лжесвидетельство, желание чужого. Всеми этими грехами люди ведут войну против Единого Живого Вседержителя Бога, – раболепствуя в то же время и духом, и жизнью своей перед мрачными адовыми силами. Такая духовная война мирного времени должна была неизбежно проявиться во внешних, физических войнах, столько раз ввергавших в рабство грешный народ. А то, что именно эти грехи народа ввергали его в рабство чужеземцам, и то, что Сам Бог – за грехи эти – предавал его в рабство, видно из следующих слов: И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов… (Там же, 14).

Нужно обратить особенное внимание на то, что здесь не говорится (как в других местах, упомянутых или еще не упомянутых нами) о грехе одного человека, а говорится о грехе всего народа. Не говорится и о грехах судей, вождей народных, так как написано: и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов (Там же, 17). Весь народ был грешен. Весь народ отпадал от своего Бога. Весь народ был причиной своего несчастья. Вместо того чтобы сознательно относиться к своей высокой миссии, памятуя закон Божий, и или казнить осужденные на смерть народы, или оживить их своей верой в Единого Истинного Бога, Израиль погрузился в их мрак. Лучший подпал под влияние худшего, ослушался с ним и стал как он. Поэтому праведный Бог, воздвигавший прежде истинно верующих на язычников, навел на них самих язычников, когда эти верующие изменили Ему.

Т. е. раньше Бог вел Израиль на изменившие ханаанские народы; потом этих же безбожников повел на отпавший и развращенный Израиль.

Из всего этого ясно следующее:

1) целый народ может отпасть от Бога и попрать закон Его;

2) грехи народа являются причиной его рабства;

3) живая и осмысленная связь между причиной и следствием в судьбах народов, или живой и мыслящий Связующий, есть Сам Творец и Промыслитель;

4) причина находится в руках людей, а следствия – в руках Бога.

 

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ
ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ РАБСТВА?

 

Вы спрашиваете, генерал, от чего или от кого зависит освобождение народа из рабства?

Европейские историки даже не попытались ответить на этот вопрос. Как, например, Русский народ освободился от татарского ига? Как освободились балканские народы от ига турецкого? В истории не упоминаются ни главное побуждение, ни главный побудитель к освобождению порабощенных народов. Говорят: свирепое насилие завоевателей вызвало восстание и явилось побудителем к освобождению! Но если насилие завоевателей явилось толчком к освобождению после 200 или 400 лет рабства, то, спрашивается, каким же образом это насилие, более страшное в начале рабства, не явилось таким толчком к освобождению рабов в самом начале рабства, пока еще свежа была память о свободе? Какой же это решающий фактор появился в жизни Русских людей после двухсотлетнего рабства, фактор, не существовавший раньше? Какой решающий фактор явился у сербов перед самым Сербским восстанием, а не сразу после битвы на Косовом поле?

 

 

Все военные истории поверхностны и безсвязны, если в столкновении двух народов не принимается во внимание третий фактор – Творец и Промыслитель. Оттого-то так много написано о войне, а так мало сказано. А в Библии, в ее исторических книгах, написано мало, но сказано все, что важно, что имеет решающее значение при объяснении войны. Потому-то исторические книги Библии и служат образцом писания истории войны. Потому-то и вошли они в сборник Библии и остались навсегда святыми книгами, чтобы служить человечеству непогрешимым толкователем причин – падения и восстановления, мира и войны, побед и поражений, рабства и освобождения, бедствий и благоденствия народа. Накопление безчисленных подробностей в современных исторических трудах нисколько не способствует пониманию войн. Думаю, что лучше с малым количеством данных объяснить войну, чем, запутавшись в подробностях, не объяснить ее вовсе. Библия, несмотря на сжатость своего повествования, в совершенстве поясняет всякую войну, описанную в ней. Отвечу теперь на ваш вопрос.

Только что мы видели, каким образом народ заслуживал свое рабство. Посмотрим, каким образом порабощенный народ вновь получает свободу. Разберем те же случаи, упомянутые нами раньше. На шести ясных примерах мы увидели, что вызвало причину и какова была причина порабощения израильского народа. Теперь посмотрим, что вызвало причину и Кто был причиной освобождения израильского народа от шестикратного рабства.

В книге Судей описывается, сначала в общих чертах, как Господь воздвигал Судей в израильском народе и как чрез них спасал его от рабства. Ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их (Суд. 2, 18). Следовательно, стенание к Господу, т. е. покаяние народа, указывается как причина освобождения, а Господь Всевышний, пожалевший народ Свой, – как Освободитель.

Перейдем на отдельные случаи.

После восьмилетнего порабощения Хусарсафема возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова. На нем был дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну[против Хусарсафема], и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема. И покоилась земля сорок лет (Там же. 3, 9–11).

То же самое повторяется во всех книгах Судей и Царств.

Что мы видим из этих библейских примеров? То, что библейски ясно!

Народ своим нерадением и жадностью духовно себя поработил, несмотря на наличие внешней свободы, которая была только золотым покрывалом, скрывавшим внутреннее рабство. А внутреннее, духовное порабощение должно было найти свое внешнее, физическое выражение, свой символ – во внешнем рабстве. Когда народ пребывал в дарованных ему Богом свободе, мире и благоденствии, сердце его покрывалось толстой корой, черствело относительно Единого Живого Бога и льнуло к нечистоте греха, к языческим идолам. В свободе народ отпадал от Бога и нечестиво попирал закон Его. А когда через это народ впадал в рабство, тогда смягчалось его очерствевшее сердце и просвещался ум. Но смягчение сердца и просвещение ума не приходило сразу, а понемногу, очень медленно. Рабы принуждены были молчать, терпеть и вспоминать. Молчанием, терпением и воспоминанием смягчалось, наконец, сердце народа, просвещался дух его, и, вспоминая, народ поучался. Тогда наступало покаяние, а с ним поднимался вопль к Богу о помощи, об освобождении. Лишь только начиналось покаяние и вопль, навстречу им раскрывалась милость Божия. Страшный закон греха смягчается милостью Божией при условии искреннего и полного покаяния грешника.

 

 

Итак, покаяние рабов было причиной, побуждавшей Дающего освобождение, Творца и Промыслителя, выступить и изменить ход событий. Две враждебные стороны, рабы и тираны, никогда бы не изменили своих взаимоотношений, если бы рабы не каялись, а тираны не преступали своей меры. Но сокрушенное покаяние страдающих, с одной стороны, и преувеличенная гордость тиранов-победителей – с другой, побуждали Третьего, Всевидящего и Решающего, изменить положение вещей.

Выступление Третьего бывало на благо сокрушенным и покаявшимся и на погибель гордым и безбожным. Таким образом за рабством следовала свобода.

Это библейское толкование порабощения и освобождения Израиля может и должно помочь объяснить монгольское иго в России и ее освобождение от него, а также порабощение балканских христиан турками и их освобождение или еще рабство и освобождение испанцев от мавров.

Думаю... что из этого ясно, какой ответ может быть на... вопрос, от чего и от кого зависит освобождение покоренного народа из рабства.

Оно зависит от покаяния народа и милости Божией; от покаяния вопиющего к Богу и милости Божией, грядущей ему навстречу. Одно – причина освобождения, а другое – Сам Освободитель. Причина находится в душе народной. Освободитель же – Сам Бог Всевышний. Если бы Сам Бог не был Освободителем, никогда бы безоружные рабы не могли вырваться из-под ярма вооруженных рабовладельцев.

Святое Откровение Божие утверждает это, а христианские народы чувствуют сердцем. Но многие не знающие Бога толкователи истории человечества ни о чем даже и не догадываются.

Итак... ясно, что самыми важными факторами освобождения порабощенного народа являются:

1) покаяние народа и

2) милость Божия.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник