ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 11:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

 

§ 2

ОБРУЧЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ
СОВЕРШАЮТСЯ В СОВЕРШЕННЫХ ЛЕТАХ

 

«Аще убо хотят, в то же время венчаются». Обручение, упомянутое в прежнем последовании, и молитвы сего последования Венчания совершались некогда раздельно и по прошествии немалого времени, как показывает Устав. Новелла Алексия Комнина (см.: Корм. кн. лист 337-й) объясняет, что пресвитеры, следуя указу Льва Премудрого, обручали семилетних юношей и после, по прошествии одному 15, а другой 13 лет, их венчали. Но т. к. при таком рановременном обручении случалось, что одно из обрученных лиц, жених или невеста, по причине или смерти, или напасти, или беды, или даже просто по произволу, оставляло лицо обрученное и совокуплялось браком с другим, то очевидно, что начальные молитвы при совершении обручения терпели от сего обычая немалое злоупотребление, оставаясь как бы действием пустым, не имеющим значения, пренебреженным приявшими обручение. Посему указанный выше закон Комнина запрещает совершать обручение в малолетстве, а повелевает совершать его по достижении совершеннолетия пред самым браком. Вот подлинные слова сей заповеди: «И тогда обручение первее священных молитв творением совершати, и тако мало или множайшу времени прошедшу, елико срок имети могут совокупляющиеся, незазорный и законный брак сотворити. И не купно обручение и брак смешати в день или час един: но егда потребно будет обручение, потом им и брак сотворити».

 

§ 3

БРАК БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ
В ХРАМЕ

 

«Входят в храм». По слову апостола, брак честен есть и ложе нескверно (см.: Евр. 13, 4), почему и благословляется брак не в ином каком-либо месте, а в храме, как пред Богом. Для сего иерей вводит имеющих венчаться на средину храма при многих свидетелях – как чад Церкви, и поставляет их пред алтарем и святыми дверями – как пред лицом Божиим. Поелику они сочетаваются в чистоте души и тела, то при сем случае и поется псалом, приличный их нравственному состоянию: Блажени вси боящиися Господа (Пс. 127, 1).

 

§ 4

ЖЕНИХ УПОДОБЛЯЕТСЯ ЦАРЮ

 

«И положивый его яко царя твари». Венчал сначала Бог человека славою и честию, покорив под нозе его всяческая (см. Евр. 2, 8); украшает его опять Святая Церковь венцом и здесь, во время брака, – венчает, как главу жены и как Царя всего потомства, имеющего произойти от него. Ибо венец есть отличительный знак князей и Царей; посему муж, как глава жены и начальник всего потомства, справедливо венчается во время брака.

 

§ 5

ОБЩАЯ ЧАША ПРИ ВЕНЧАНИИ

 

«Таже приносится общая чаша». Эта общая чаша с красным вином подается новобрачным. Она служит знамением нераздельного их соединения в сожитии, общего владения и пользования стяжанием. Обряд подавать сию общую чашу новобрачным состоит в употреблении не у одних восточных, но был некогда и у римлян. Виргилий Полидор (1-я кн., гл. 4-я) свидетельствует, что в Британии и у других народов производилось нечто подобное сему обыкновению.

 

§ 6

ОБРАЗ КРУГА ПРИ ВЕНЧАНИИ

 

«Обращает яко образом круга». Тихо и благопристойно новобрачные ходят образом круга от полноты движения радостного духа; пред ними идет с благолепным видом священник, как начальник сего священного лика, предначиная песни клира. В сих песнях новобрачные, возводя ум от земных помышлений, вначале видят в своем супружестве образ соединения Божественного Слова с человечеством, когда слышат первую песнь: «Исаие, ликуй». Потом внимают, что, как «святии мученицы», победив все за возлюбленного Христа, прияли неувядаемые венцы славы в Небесном Царствии, – так Церковь, возлагая на них тленные венцы, уповает, что и они, подражая тем же святым мученикам, все диавольские искушения в своей жизни великодушно отразят, победят и наконец удостоятся венцов нетленных.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 282-й) говорит: «И опять, взяв их за руки, ведет к алтарю и, делая круг, поет с поющими, веселясь о Христе: „Святии мученицы“ и „Слава Тебе, Христе Боже“, подобно тому, как бывает и в хиротонии, – т. к. благочестиво и целомудренно жившие суть общники Христа и святых Его, и потому что должно сочетаться не только по плоти, но и по душе, посредством правой веры и богоугодных дел, дабы и супружество было истинно и брак не сквернен, дабы они соделались общниками Христа и святых Его, особенно тех, которые презрели плоть до мученичества».

Впрочем, хотя обхождение кругом приписывается здесь духовному ликованию бракосочетавшихся, но ему может быть дано и другое значение. Повторяемый круг всегда служит знаком вечности; почему в обхождении настоящего круга брачующиеся являют знамение того, что они будут хранить супружеский союз свой вечно, т. е. доколе будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать его.

 

§ 7

ПРИ ВЕНЧАНИИ ВОСПОМИНАЮТСЯ
СВЯТЫЕ КОНСТАНТИН, ЕЛЕНА И ПРОКОПИЙ

 

«Благовенчанных царей и равноапостолов». Как для управления Римской Империи, так и для распространения Своей веры и утверждения Своих заповедей, Бог избрал благочестивых Царей – Константина и матерь его Елену, которых Церковь и назвала посему благовенчанными и равноапостольными. Итак, Восточная Церковь призывает здесь в молитвенное ходатайство Константина и Елену как собственных покровителей, дарованных ей Богом. Вместе с сим воспоминает и великомученика Прокопия, который двенадцать благородных жен от брачных одежд и радостей привел к небесным песням вечного блаженства, возбудив в них стремление к мученическому венцу за веру Христову (об этом см. в житии его июля 8-го дня). Посему, воспоминая здесь имена сих трех святых, их молитвами Церковь испрашивает и уповает получить от Бога милость бракосочетавшимся.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
У батюшки сгорел дом!

    


      22 ноября 2017 года у протоиерея Андрея Гурова, настоятеля храма Успения Божией Матери в селе Берново Тверской области, сгорел приходской дом, в котором жила его большая и дружная семья. Слава Богу, все живы, но лишились имущества. У отца Андрея и матушки Ольги пятеро своих и четверо приемных детей, трое внучек. Все они глубоко почитают святую Великую Княгиню Елисавету Феодоровну и ее супруга Великого Князя Сергия Александровича: созданный батюшкой и матушкой приют носит имя преподобномученицы Елисаветы, а воскресная школа при их храме – имя убиенного Князя. Дом и сердца семьи Гуровых всегда были открыты для всех ближних и дальних. Но сейчас эти замечательные люди сами оказались в нужде. Спаси, Господи, всех неравнодушных!
     Для оказания помощи – карта в Сбербанке: 4276 6300 1372 1223 Андрей Викторович Гуров. Контакты матушки Ольги: 89037144858, http://vk.com/id217582183.    

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник