ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Архиерей на орлецах

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VI:

ЧИН ИЗБРАНИЯ И
РУКОПОЛОЖЕНИЯ
АРХИЕРЕЙСКОГО

 

 

§ 2

МОЛЕНИЕ ПРИ ИЗБРАНИИ

 

«Посем первый архиерей глаголет ектению». Образ всего моления, бываемого здесь, описывает Святитель Симеон Солунский (в гл. 191): «Первенствующий из епископов, возложив на себя епитрахиль, изображающий высшую благодать, и поклонившись трижды на восток в Троице сущему Богу, благословляет Его. Ибо в величайших и божественных делах должно, как и научились мы, всегда начинать с Бога, Его прежде всего должно благословлять, к Нему обращаться с молитвою о ниспослании на себя благодати Духа; и потом уже предаваться божественному делу. Для сего же все возносят молитву к Божественному Духу, призывая Его приити и вселиться в них. Затем поют трисвятую, ангельскую песнь и молитву Господню „Отче наш“, и некоторые другие песни, приличные Таинству, в особенности „Благословен еси, Христе, Боже наш“, – в воспоминание апостолов, которых избрал Сам Христос и через которых в Духе Святом уловил вселенную, и проч. Первенствующий архиерей поминает в молитве Царя – как защитника Церкви, и братство архиереев – как равностепенных ему по благодати Божией, и, помолившись друг о друге, они садятся для избрания».

 

§ 3

ИЗБРАННЫЙ СОГЛАШАЕТСЯ

 

«Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю». При объявлении совершенного избрания избранный дает обещание проходить возлагаемое на него звание со тщанием и для того произносит: «Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 195) изъясняет: «Из тех (т. е. избираемых), кто изъявил согласие и покорился суду избирателей, приходит к великому архиерею и дает слово, что он с покорностию принимает определение Церкви, и, поклонившись, обещается исполнить возлагаемое на него служение: и это есть уже залог духовный. Если непостоянен и тот, кто отрекается от своего слова, данного человекам, то несравненно более – тот, кто дает Богу. Затем повелевается ему идти и готовиться к посвящению».

 

§ 4

ОРЛЕЦЫ АРХИЕРЕЙСКИЕ

 

«Полагается изображение орла единоглавна, под ногами же его град со забралы и столпами». В числе многих украшений – как при посвящении, так и при всяком священнослужении – архиерей имеет орлецы, на которых изображаются град и птица – орел. Град изображается в знак его епископства во граде, а орел – в знак чистого и правого богословского учения, по подражанию тому орлу, который изображается при Иоанне Богослове.

Святитель Симеон (в гл. 200) в изъяснение сего говорит: «Избранный же стоит на написанном граде, который являет его епископство; наверху сего града изображено подобие орла – в знамение чистого, правого и высокого богословия, что самое изображают и на иконах сына громова, богослова, ученика, девственника и наперсника Христова. Для выражения этой же мысли орел имеет сияние, как бы являя свет богословских знаний и благодатное дарование».

 

§ 5

ПОКЛОНЯЕТСЯ АРХИЕРЕЯМ
И ЦЕЛУЕТ ИХ РУКИ

 

«Избранный же покланяется архиереям трижды и целует их десныя руки». Причины сего поклонения и целования святой Симеон объясняет так (в гл. 201): «Избранный восходит на средину и поклоняется сидящему архиепископу – как бы Самому Богу, и в знамение своего рабства целует его десницу как служительницу божественного действия, имеющую рукополагать его. Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог Церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения».

 

СТОИТ В ДИАКОННИКЕ

 

До времени посвящения избранный стоит в диаконнике, или в приделе на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Святитель Симеон (в гл. 203) говорит: «Избранный же стоит в диаконнике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими – как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его».

 

§ 6

К ПОСВЯЩЕНИЮ ПРИВОДИТСЯ
ОТ ПРОТОПРЕСВИТЕРА
И ПРОТОДИАКОНА

 

«И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери». Святитель Симеон Солунский (в той же главе) пишет: «Из диаконника выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом Таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером – до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа Церкви и епископа».

 

ПО «ТРИСВЯТОМ»
ОН ОДИН ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по «Достойно», пресвитер – после Херувимской песни, перед освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, перед восхождением на горний престол.

Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет тот же святой (в той же главе) так: «Итак, вот когда – после входа – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на Небо. Посем Дух Святый, нисшедший с Неба, хиротонисал первых преемников власти Спасителевой и показал их сопрестольными Христу. Посему, когда архиерей входит с прочими священнослужителями в алтарь, как бы на Небеса, – тогда прежде, нежели взойдут все на сопрестолие, как на престол пренебесный, приводится рукополагаемый, совершается над ним Таинство, и таким образом он становится сопрестольным епископам».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Прошение к благодарным потомкам

    

      


Надпись на памятнике
в с. Мугрееве-Никольском

     Община «Царское подворье» при приходе Никольского храма села Мугреева-Никольского (родовая вотчина князя Д.М. Пожарского, главы Второго народного ополчения против польско-литовских интервентов, освободившего от них Москву в 1612–1613 гг.) просит вас оказать нам посильную помощь в восстановлении наших церквей во имя святого праведного отрока Артемия Веркольского (постройки 1845 г.) и святителя Николая Мирликийского (постройки 1892 г.). На данный момент выполнена значительная часть реставрационных работ, но для их завершения собранных средств недостаточно.
     Храм Артемия Веркольского был возведен по завету самого князя-героя. Кроме того, праведный отрок – любимый святой батюшки Иоанна Кронштадтского, наставлявшего: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца».
     Пожертвование можно направить почтовым переводом по адресу: 155640, Ивановская обл., Южский р-н, с. Мугреево-Никольское, ул. Центральная, д.18; схиигумену Митрофану (Лаврентьеву Борису Федоровичу) (тел.: 8(49347)2-53-35). Или – электронным переводом на карту Сбербанка России № 4276380112640375 (Шумакова Марина Владимировна).
Спаси вас Господи!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник