ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Следы подвига

 

 

Святой отец наш Павел, будучи епископом Неокесарийским, настолько прославился добродетелями, что имя его стало известно Ликинию, царствовавшему тогда в Никомидии. Правитель, начавший жестокое гонение на христиан, потребовал Павла к себе. И когда посланные представили святого на суд Царя, то прежде всего старались подействовать на угодника Божия угрозами и томили его голодом, а потом начали избивать. Все это исповедник переносил мужественно, так что мучители удивлялись его терпению.

После того подвергли его еще такой пытке: раскаленный железный обруч, испускавший огненные искры, ковач с помощью клещей положил святому на ладонь, а другой его ладонью прикрыл этот обруч и, стянув скобами обе его руки, держал  так, пока железо не остыло. В результате двигательные мускулы в кистях страдальца свились и омертвели, и пальцы его уже не могли сгибаться. Затем святителя связали и отвезли к берегам Евфрата, где заключили в темницу.

Когда Император Константин Великий, оставив Рим, окончательно воцарился на востоке и в указе по этому случаю выразил желание, чтобы все его подданные были христианами, исповедникам, изгнанным и заточенным за имя Христово, дарована была свобода, и каждый возвращался на свою родину. Тогда же и Святой Отец наш Павел, тоже отпущенный на волю, занял свой святительский престол и просиял благочестием, как и прежде, когда был еще отшельником.

Присутствуя наряду с прочими Святыми Отцами на Первом Вселенском Соборе в Никее, святой Павел был там одним из тех, которые носили на теле своем язвы Господа Иисуса: из сошедшихся Отцов одни лишены были рук, другие – ушей, третьи – носа, четвертые – глаз, или имели какое-либо другое повреждение; одни за Христа претерпели биение, преломление костей, истерзание суставов, другие – перенесли огненное опаление и строгание телесных своих членов. Среди них и блаженный Павел предстал доброчестным страдальцем за веру – тело его хранило следы палочных побоев, а обожженные руки были сведены и не действовали. Собор составился против злочестивого еретика Ария, который Божественным судом был тогда предан проклятию.

После Собора Отцы представлялись Царю. Блаженный Император Константин при этом взял руки святого Павла и, облобызав их и прикладывая к глазам и другим членам своего тела, возгласил: «Велика наша радость приветствовать того, кто так пострадал за Христа Бога нашего, и целовать эти сожженные руки, теперь безпомощные».

Потом епископ Павел возвратился в свой город на святительскую кафедру и по многолетнем управлении паствою с миром отошел ко Господу.

 

По «Житиям святых,
на русском языке
изложенным по руководству
Четьих-Миней святителя
Димитрия Ростовского»
(М., 1913)

 

 

 

Нет зла, кроме греха

 

Преподобный Фаддей жил во время господства иконоборческой ереси. Когда он вместе с другими был схвачен и приведен на суд, то злочестивые иконоборцы хотели принудить его попрать ногами святую икону, но не cмогли заставить богобоязненного мужа совершить кощунство. Поэтому они поступили так: положили на землю образ Спасителя, а преподобного Фаддея насильно поставили на него, и хотя он упирался, как мог, однако, против воли удерживаемый сильными мужами, вынужден был наступить на святой лик. Тогда мучитель сказал ему: «Вот, ты попираешь икону Христа, зачем же и далее противишься нам? Отныне надлежит тебе стать нашим единомышленником».

Но исповедник возразил: «Проклятый и злочестивый, и исполненный всякой нечистоты! Не по своей воле сделал я сие: да не будет этого! Но принужден был насильно твоим коварством и неправедным судом. Я же почитаю икону Христа Бога моего и целую ее, и желаю с радостью умереть за нее».

Посрамленный этими словами, жестокий мучитель повелел бить святого палицами до смерти. И когда убийцы решили, что праведник уже скончался, то за ноги извлекли за город и бросили под стеной. Некто из благочестивых христиан нашел его там еще дышавшим и омыл от грязи и крови. После этого преподобный Фаддей прожил еще три дня и предал дух свой Богу.

 

По «Житиям святых, на русском языке изложенным
по руководству Четьих-Миней святителя
Димитрия Ростовского» (М., 1913)

 

+   +   +

 

Твердо содержа в мысли такое различие вещей и дел и зная, что нет настоящего добра, кроме одной добродетели, происходящей из страха Божия и любви к Богу, и что нет настоящего зла, кроме одного греха и отделения от Бога, расследуем теперь со всем вниманием, было ли когда-нибудь, чтоб Бог, или Сам Собою, или чрез другого кого, причинил кому-либо из святых Своих такое зло? Этого ты, без сомнения, нигде не найдешь. Ибо никогда не бывало, чтоб другой мог ввергнуть кого-либо в грех, когда он не хочет этого зла и противится ему; и если случалось, что ввергал, то одного того, кто сам в себе зачинал сей грех по нетрезвости сердца и развращенной воле.

 

Преподобный Иоанн Кассиан

 

 

 

 

19 декабря / 1 января.

 Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, Святых Отец.
Мч. Вонифатия (290). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Преп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (1188).

 

20 декабря / 2 января. Понедельник.

Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца (107). Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846). Прав. Иоанна Кронштадского (1908). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323). Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338). Преп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.

 

21 декабря / 3 января. Вторник.

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея Руси чудотворца (1326). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Сергия диакона (1937). Сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938). Сщмч. Леонтия диакона (1940). Мч. Фемистоклия (251). Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт. Филарета, митр. Киевского (1857).

 

22 декабря / 4 января. Среда.

Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304). Сщмчч. Димитрия и Феодора пресвитеров (1938). Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304).

 

23 декабря / 5 января. Четверг.

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Сщмч. Василия пресвитера и прмчч. Макария и Ионы (1938). Преп. Нифонта, еп. Кипрского (IV). Преп. Павла, еп. Неокесарийского (IV). Преставление свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310).

 

24 декабря / 6 января. Пятница.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прмч. Иннокентия (1928). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Преп. Николая монаха (IX).

 

25 декабря / 7 января. Суббота.

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

 

26 декабря / 8 января.

Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовым.

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Правв. Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918); сщмчч. Николая, Николая, Михаила пресвитеров и Михаила диакона (1930). Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия и прмцц. Анфисы и Макарии (1937). Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938). Преп. Константина Синадского (VIII). Преп. Евареста (825). Преп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.). Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное чрево» (1392) икон Божией Матери.

 

27 декабря / 9 января. Понедельник.

Ап. первомч. и архидиак. Стефана (ок. 34). Преп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840). Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919), мц. Антонины (1937). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).

 

28 декабря / 10 января. Вторник.

Мучеников 20000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского, и Аркадия диакона (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1920); сщмчч. Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров (1937). Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938). Ап. от 70-ти Никанора (ок. 34). Преп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Преп. Корнилия Крыпецкого (1903).

 

29 декабря / 11 января. Среда.

Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преп. Василиска Сибирского (1824). Сщмч. Феодосия пресвитера (1938). Мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии, Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942). Преп. Фаддея исп. (818). Препп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Преп. Феофила Омучского (XV). Преп. Лаврентия Черниговского (1950).

 

30 декабря / 12 января. Четверг.

Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Мц. Марии (1946). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Преп. Феодоры Кесарийской (VIII). Преп. Феодоры Константинопольской (940).

 

31 декабря / 13 января. Пятница.

Отдание праздника Рождества Христова. Преп. Мелании Римляныни (439). Сщмч. Михаила пресвитера (1937); мч. Петра (1938). Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646). Св. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.).

 

1/14 января. Суббота перед Богоявлением.

Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник