ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О «тайне спасения»
и «тайне беззакония»

 

 

 

Крест дан нам в качестве знамения
на челе, как обрезание – Израилю;
ибо через него мы, верные,
различаемся и распознаемся
от неверных. Он есть щит и оружие,
и памятник победы над диаволом.
Он есть печать, чтобы не коснулся
нас ангел погубляющий…

Преподобный Иоанн Дамаскин
«Точное изложение
Православной веры»

 

ДВА ТАИНСТВА
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Бытие человеческого рода с момента Боговоплощения, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приобрело новые смысл и содержание, поскольку все домостроительство Спасителя было направлено на то, чтобы возвратить людям жизнь, утраченную ими в раю по причине грехопадения прародителей. Ибо после совершившейся там трагедии человек соделался причастником не жизни, не блаженства богообщения, но смерти (см.: Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Здесь и далее – примеч. авт.). Но хотя история человечества до Рождества Христова была по сути эпохой рождений в жизнь для последующей смерти, тем не менее и она имела утешительную перспективу – ожидание «входа великого Царя» (Из службы на Рождество Пресвятой Богородицы. Во многих праздничных гомилиях Святых Отцов Церкви на Рождество Богоматери мы найдем важные богословские мысли о том, что появление на свет Пречистой Девы завершило ветхозаветный период, а Сама Богоматерь послужила Границей между Ветхим и Новым Заветами), т. е. прихода в этот бедствующий и истомленный мир Спасителя, Искупителя.

Во время страданий Христовых, ставших животворными, орудие Его пыток – Крест, прежде употреблявшийся в Римской Империи для жестокой казни преступников, – превратился в символ жизни, знак причастности вечного блаженства, усыновления человека Богом, знамение победы над смертью. И этот знак, этот символ не является чисто внешним, просто изображением; он содержательно воссоединяет человека с Господом, ибо через него нам подается нетварная божественная освящающая благодать.

В мире, проникнутом грехом и смертью, тоже есть свои символы. Так, особыми знаками сопровождались различные языческие религиозные церемонии. И они, эти символы, также не остаются лишь внешними атрибутами, но приобщают человека к «имущему державу смерти, т. е. диаволу» (см.: Евр. 2, 14), подвергая душу осквернению и сообщая ей демоническую энергию (по выражению блж. Августина, епископа Иппонийского, до Распятия Христа весь мир был осквернен бесовскими жертвами и деяниями диавола). По этой причине Церковь Христова, как общество обновленных во Христе и просвещенных во Святом Духе, категорически воспрещает своим чадам использовать какие бы то ни было языческие знаки (в своей «Апологии» мч. Иустин Философ свидетельствует, что языческие статуи и маски – излюбленное жилище демонов), а также вкушать идоложертвенную пищу (запрет на употребление идоложертвенного содержится в постановлении Апостольского собора 30 года и в ряде иных канонических правил). Ибо таким образом верные становятся общниками жертвы бесовской, соучаствуя в «таинстве смерти» («таинством смерти» именуется в богословии Отцов т. н. «первая смерть», т. е. отпадение от Бога через грех). (Согласно Писанию: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 1, 21). Важный комментарий на эту тему находим в 81-м правиле свт. Василия Великого: «Без великой же нужды веру в Бога предавшие и коснувшиеся трапезы бесовской <…> три лета да будут изверженными из Церкви, два – слушающими писания, три лета да молятся в припадании, другие три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быть приняты к приобщению Святых Таин»).

Итак, Священное Писание и учение Церкви свидетельствуют о символах двух родов, относящихся к различным таинствам. Что же это за события? Речь идет о «тайне благочестия» (см.: 1 Тим. 3, 16) явления во плоти Бога Слова и «тайне беззакония» (см.: Фес. 2, 7) пришествия в мир «человека греха, сына погибели» (см.: Там же, 3), антихриста. Вся история рода человеческого совершается между этими тайнами, будучи не просто событийной хроникой, но проходящей через души границей и полем брани, что заставляет каждого сделать собственный выбор между этими двумя антиподами.

Вполне естественно возникает вопрос: если «тайна беззакония» – это явление в мир антихриста, то как же возможен наш выбор уже сейчас, при нашей жизни, еще до того момента, как оно реализовалось видимым образом? Ответ на это также находим в Писании, представляющем собой не изложение человеческой философии и рассуждений на религиозные темы, а Божественное Откровение. В Апостольском Послании говорится, что со времен возникновения Церкви Христовой на земле тайна беззакония уже в действии, только она не совершится, т. е. не завершится окончательно, пока не придет отступление, не будет взят от среды удерживающий и не откроется антихрист (2 Фес. 2, 7–8), чьим явлением закончится мировая история, когда последует Второе славное Пришествие Богочеловека со знамением Креста на облаках. (Рекомендуем см. по теме: Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. М., 1997).

 

«ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ»

 

В своих толкованиях Святые Отцы Церкви рассматривали «тайну беззакония» в двух аспектах, указывая на ее воплощение в определенных персоналиях – римском Императоре Нероне и антихристе (см. Толкования свт. Иоанна Златоуста на 2 Фес. 2, 7, а также святоотеческий свод толкований у свт. Феофана Затворника). Первый – Нерон – по их мысли был прообразом последнего – «сына погибели». Более широко это понятие изъясняли блаженный Феодорит Кирский и преподобный Иоанн Дамаскин. Последний, например, понимал «тайну беззакония» как целостный исторический процесс, течение в истории, субъектами которого являются еретики и отступники от Кафолической Церкви всех времен. Хотя главный виновник «тайны беззакония» – диавол, но в качестве духа злобы он действовал и действует через «сынов противления» (см.: Еф. 2, 2) – проводников его злой воли в земном мире. Такому взгляду соответствует и учение святителя Григория Паламы о «тайне Креста» (которая, по его мнению, постигается подвижниками посредством двух действий – бегства от мира и его страстей и распятия страстям и миру внутри себя, вхождения через деятельность и созерцание в богообщение и боговидение), осуществлявшейся еще до пришествия Христа Спасителя на землю. Т. е. согласно богословию святителя Григория, до воплощения Христова «тайна Креста» отображалась в праведниках Ветхого Завета, точно также как и ныне, до явления антихриста, действует «тайна беззакония» (см.: Беседы (омилии) свт. Григория Паламы).

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник