ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА V:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

 

§ 4

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ЧАСА

 

Время третьего часа соответствует нынешнему девятому часу утра, потому что, по церковному счислению, день начинается с седьмого часа утра.

Третий час читается вместе с шестым и изобразительными и имеет также три псалма. Славословится третий час по двум причинам: 1) в этот час иудеи сотворили совет, да убиют Иисуса, и 2) в тот же час снисшел на апостолов Дух Святый, Коим просвещены и все мы, верные. Посему первые два псалма этого часа изображают тот навет и лесть иудеев, а третий, 50-й, воспоминает пришествие Святаго Духа.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 327) пишет: «На каждом часе – первом, третьем, шестом и девятом – читается „Приидите, поклонимся…“ трижды, в честь Святой Троицы. Потом читаются, в честь Троицы же, три псалма, приличные часу и объясняющие значение его. И как на первом часе утра псалмы содержат моление о Божественной светлости, напоминаемой солнечным сиянием; так и на третьем первые два псалма изображают лесть и навет иудеев на Христа; последний же псалом, 50-й, говорит о пришествии Божественнаго Духа».

 

§ 5

«ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ…»
НА ТРЕТЬЕМ ЧАСЕ

 

Пятидесятым псалмом, «Помилуй мя, Боже…», воспоминается здесь пришествие Святаго Духа. Ибо в псалме этом, во-первых, мы призываем на себя милость Божию и испрашиваем оставления грехов и чистого сердца; потом умоляем обновитися в нас Духу Святому, Которого, осквернившись, отгнали, и не отступить Ему от нас; наконец, приносим, как жертву, дух сокрушен, т. е. покаяние, вместо древней и неразумной жертвы. В этом псалме предзнаменуется состояние евангельское, вместо ветхозаконного, которое отменяется, как сеновное (прообразовательное, – примеч. ред.) и несовершенное.

 

§ 6

СОДЕРЖАНИЕ ШЕСТОГО ЧАСА

 

Шестой час соответствует нынешнему 12-му часу по полуночи; совершается он в особенности потому, что в это время Христос Господь распят был на Кресте. Поэтому первые два псалма сего часа изображают восстание иудеев, искавших души Господа, дабы умертвить Его. И точно, иудеи в шестом часу, по нашему – в 12-м, распяли Иисуса на Кресте, опечалили Его поруганиями и укоризнами и со гневом враждовали на Него, и во время распятия трепет был на земле и тьма покрыла ее. Последний псалом сего часа изображает помощь Отца, когда в скорби взывал к Нему Господь. Живый, – говорится в нем, – в помощи Вышняго, победит ад, наступив на него, как на аспида и василиска.

Этот шестой час славословил во Иоппии первоверховный апостол Петр. В книге Деяний сказано: Взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестем (Деян. 10, 9); в то время он видел свое чудное видение. Из сего следует, что славословие сего часа ведет начало от времен апостольских.

 

§ 7

СОДЕРЖАНИЕ ДЕВЯТОГО ЧАСА

 

Девятый час соответствует нынешнему третьему часу по полудни и означает, что в этот час Христос Господь, вися на древе, возгласил и предал Свою душу Богу Отцу. Соответственно сему значению и псалмы, читаемые на девятом часе, показывают, что спасение наше приобретено смертию Христовою и через умерщвление Его святой скинии. В них говорится, что Бог жив, хотя и умер плотию за нас, сделался жертвою о нас, защитою, как для живых, так и для находящихся во аде, в месте плача; что благоволение явилось на земле, что Он возвратил пленение наше, т. е. души наши; отпустил нам беззакония наши, оживив нас Своим восстанием; возвеселил людей Своих и дал им мир, и милость и истина сретостеся, и правда с небесе приниче: поелику Христос смертию Своею разрушил смерть, и земля возвратила плод свой плотию Возставшего. И последний псалом, «Приклони, Господи…», содержит то же самое. В нем говорится, что Господь, преподобный и безгрешный, за нас распявшийся на Кресте и умерший, щедр и многомилостив и истинен; Он дал нам державу и Себе Самому, Сыну рабыни Своей Богоматери, дал знамение во благо, т. е. Крест Свой и восстание Свое, через которое постыжены враги Его.

В воспоминание смерти Господней и сами апостолы не преставали в этот девятый час совершать свое славословие. В книге Деяний сказано: Вкупе же Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый (Там же. 3, 1).

 

 

ГЛАВА VΙ:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ
И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

 

§ 1

ЧИН ЛИТУРГИИ

 

Все звания сего мира, дела человеческие, обряды церковные, законы, происшедшие от Божественной Премудрости, доказывают, равно как и все твари, Богом созданные, свидетельствуют, что вообще во всех вещах и делах есть известный чин и порядок. Посему нисколько не удивительно, если и святейшее и по вдохновению Духа Святаго в Церкви установленное великолепнейшее священнодействие Литургии, священнодействие, совершаемое христианами и даже самими ангельскими чинами с благоговением уважаемое, имеет также свой чин. Ежели звания мирские, дела человеческие и все твари заимствуют красоту свою от чина, то и Литургия, означающая то служение, которого основатель и совершитель есть Христос Господь, Сын Божий, в котором Превечному Богу Отцу приносится честнейшая жертва, возносящая к Богу, должна славиться также своим чином. Ибо это священное и Божественное служение, для совершения которого посвященные люди отделяются от человеческих званий и возводятся в Божественный лик, это служение делает всех священными и святыми, сохраняет и украшает их; оно почитается ангелами, неведомо язычникам, созерцается умами благочестивыми и просвещенными небесным светом, созерцается со святым страхом и трепетом духа. Посему внимательными очами и умом, просвещенным от Божественного и священного вдохновения, да зрится здесь чин священной и Божественной Литургии.

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ
СЛОВА «ЛИТУРГИЯ»

 

«Литургия» происходит от слова «λειτον» – «общество», и «ερογον» – «дело»; из сих слов составленное слово «Литургия» означает, во-первых, исполнение всякого общественного долга, по знанию; во-вторых, какое-нибудь священное и церковное и священником совершаемое действие, а особенно священнодействие Божественной и Тайной Вечери.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

СТАТИСТИКА ||
Патриотизм и эмиграция

    

      Согласно результатам опроса, проведенного «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), относительное большинство наших сограждан полагает, что русские за границей должны поддерживать свою Родину.
     Каждый второй респондент (50%) убежден, что русские, уехавшие в другую страну, обязаны симпатизировать и помогать России. В то же время треть опрошенных (36%) считает, что эмигранты имеют право отказаться от лояльности к нашей стране.
     У участников опроса поинтересовались, допустимо ли, по их мнению, для русских, живущих за границей, выказывать одобрение действиям местных властей в случае, если они противоречат интересам России. 45% не приемлют подобного поведения, а 39% не видят в нем ничего предосудительного. Таким образом, исследование показало, что вопрос о необходимости поддержки своей Родины живущими за ее пределами для многих далеко не однозначен.
     Тут уместно привести пример святого равноапостольного Николая Японского, свидетеля русско-японской войны 1904–1905 годов. Его современник писал: «Благословляя свою паству японцев молиться о даровании победы их Императору, микадо, он сам на все время войны лишил себя утешения участвовать в общественном богослужении, потому что, как русский, не мог молиться о победе Японии над его собственным Отечеством. Война, как известно, была успешна для японцев. Архиепископ Николай рассказывал впоследствии, что совсем не читал газет во время войны, потому что они были полны ликования победителей и насмешек над Россией. <…> Под его руководством православные японцы образовали целое общество с целью духовного утешения военнопленных» (Платонов А. Апостол Японии. Очерки жизни архиепископа Японского Николая. Петроград, 1916).
     Не будем забывать мудрого наказа святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить!»


По материалам http://christian-spirit.ru
     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник