ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

 

§ 20

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ И СВЕТИЛЕН

 

«Ексапостиларий» с греческого буквально значит «посылаемый», а по существенному смыслу есть светилен или тропарь, заключающий в себе моления о ниспослании света и просвещения нашего ума к следующему после того хвалению Бога, заключающемуся в хвалебных псалмах и в великом славословии, в которых призываются хвалить Бога все одушевленные и неодушевленные твари. Посему за ексапостиларием всегда следуют псалмы: «Хвалите Господа с небес…»; «Воспойте Господеви песнь нову…»; «Хвалите Бога во святых Его…», а потом и самое славословие.

По такому содержанию тропарь этот иногда надписывается «ексапостиларий», а иногда – «светилен». Святитель Симеон Солунский (в гл. 313) ексапостиларий называет также светильном: «Ексапостиларий, – пишет он, – как заключающий в себе мысль: ниспосли свет Твой, читается, как светилен, прежде хвалений, и таким образом призываются к хвалениям все создания, ангелы и все твари – воздать хвалу Создавшему их. После же пения положенных песней хвалитных и после „слава и ныне“ в честь Троицы следует великое славословие».

Но святитель Марк Ефесский утверждает, что в ексапостиларии преимущественно прославляется послание учеников Христовых и апостолов к народам, а потому и различает ексапостиларий от светильна: «В конце канона присовокупляем некоторые тропари, прилично названные светильнами и ексапостилариями: ибо первые прославляют присутствие света и просят о воссиянии света мысленного, а вторые воспевают по воскресным дням послание учеников во языки».

Посему в ексапостилариях, читаемых в воскресные и некоторые праздничные дни, по большей части упоминаются апостолы. А в прочие праздники, особенно в простые дни, читается светилен, «φωταγωγιχος», в котором всегда испрашивается ниспослание света к Богохвалению, заключающемуся в хвалитех и великом славословии, как было сказано выше.

 

§ 21

ХВАЛИТНЫ

 

Псалмы 148, 149 и 150, по частому в оных повторению «хвалите», у греков именуются хвалитны. Святитель Марк Ефесский пишет: «После этого, взяв из числа прочих, поем некоторые три псалма, которые и называем хвалитны; потому что в них содержится славословие и хвала Богу от всей твари, ибо говорится: хвалите то-то и то-то».

 

§ 22

СЛАВОСЛОВИЕ ВЕЛИКОЕ И МАЛОЕ

 

Славословие, воспетое ангелами при Рождестве Христове, на утрени повторяется дважды. Первый раз – пред шестопсалмием, а второй – на сем месте; то содержит одни только ангельские слова, а к этому прибавляются для пополнения и другие; то читается одним, а это поется совокупно многими, а потому то славословие называется малым, а это – великим.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 313) пишет: «И после приличных хвалитных песней читается „слава и ныне“ в честь Троицы и потом поется великое славословие. Оно уже было изречено прежде (перед шестопсалмием), т. е. „Слава в вышних Богу…“; но теперь оно пространнее и поется совокупно всеми, как воспевающее таинство, явившееся не пастырям только, но всему миру и всем народам». И (в гл. 314) тот же Святой Отец поясняет: «Песнь сия издревле составлена Отцами и называется великим славословием. Итак, всякому верному надобно поучаться в нем и знать его, и воссылать его к Богу всякий день, утром и вечером».

Вот почему великое славословие и помещается на всех утренях и на всех повечериях. Святитель Марк Ефесский говорит: «Потом присовокупляем так называемое славословие, по причине окончания ночи и начала дня. Оно чудно и превосходно сложено из выражений Ветхого и Нового Завета, прилично подобранных». Это великое славословие есть поистине древнее и сложено еще в первые христианские времена. Ибо им христиане первого апостольского века прославляли Божество Христово и неустрашимо защищали Господа нашего Иисуса Христа против злословий язычников. Плиний Секунд доносил Траяну о христианах своего времени, что «заблуждение или ошибка и преступление христиан состоит в том только, что они имеют обыкновение в определенный день собираться до рассвета и совокупно воссылать песнь Христу как Богу». Об этом же говорит и Тертуллиан (во 2 гл.). Евсевий, писатель древний (в кн. 5, гл. 28), против ереси Артемона, пишет: «Верные братия воспевают некоторые псалмы и песни, еще издревле сложенные, славословя ими Христа Бога и приписывая Ему Божество».

Отцы Антиохийского Собора говорят о Павле Самосатском, что он отменил петь песни, установленные в честь Господа Иисуса Христа. Некоторые утверждают, что в числе этих песней было и великое славословие. Да и в Постановлениях апостольских, у Климента (в кн. 7, гл. 48), находится утренняя молитва, которая мало различается от настоящего великого славословия. Это великое славословие было в употреблении и во времена Афанасия Великого; потому что он, в книге о девстве, повелевает петь всякое утро: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся…» и проч.

 

 

ГЛАВА V:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ

 

 

§ 1

ПЕРВЫЙ ЧАС ЧИТАЕТСЯ
В ПРИТВОРЕ И В ХРАМЕ

 

Касательно дневных часов, издревле начинающихся по церковному счислению с восхождения солнца, последование первого часа соответствует нынешнему седьмому часу утра; но совершается в праздники по отпусте утрени, в притворе, а в простые дни – в храме, вместе с утреней и без отпуста ее, потому что составляет одно песнопение с утренею, как показано (см. ч. 1, гл. 13, § 4).

 

§ 2

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ЧАСА

 

Поелику первый час как начало дня соединяется с утренею во благодарение Господа, приведшего свет, разрушившего тьму лести, подавшего нам свет благочестия, и приносится как дар и жертва хваления Богу, как сказано (см.: ч. 1, гл. 13, § 3), то на этом часе все псалмы, все тропари и последняя молитва содержат в себе благодарение и моление о наставлении нас, о ниспослании нам светлости Господней и о совершении наших дел.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 324) говорит: «На первом часе читаются в честь Троицы три псалма, которые утром произносил некогда Давид и которые содержат в себе благодарение Богу, и молитву о ниспослании на нас божественной светлости, об исправлении наших дел, об отступлении от нас всякого зла и о ниспослании нам всякого блага».

 

 

§ 3

«БОЖЕ, УЩЕДРИ НЫ…»
НА ПЕРВОМ И НА ДЕВЯТОМ ЧАСЕ

 

Молитва «Боже, ущедри ны…», в которой мы молимся, дабы Бог ущедрил нас, просветил лицо Свое на нас и помиловал нас, необходима как для утра, так и для вечера. Утром мы испрашиваем просвещения по причине солнечного света, а вечером по причине сияния возожженных свеч. Посему эта молитва и читается как на первом, так и на девятом часе.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник