ДОКУМЕНТЫ | СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | СТРАНИЦА 15 |
Окончание. Начало см. на стр. 6
I. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Это древний и самый важный пост, который, по каноническому авторитету и значению, должен сохраняться в своей традиционной продолжительности и строгости. Монахам и мирянам, имеющим силы и возможность точно придерживаться его устава, в понедельник и вторник первой седмицы Поста следует полностью обходиться без пищи. Далее, со среды до пятницы, а также с понедельника по пятницу следующих седмиц таковым предписывается сухоядение. Учитывая древнейшую практику и канонические правила (64-е Апостольское правило), в субботу и в воскресенье в течение всей Четыредесятницы пост ослабляется. В эти дни допускается вкушение пищи с елеем. Рыба разрешается только в праздник Благовещения и в Неделю цветоносную. В Лазареву субботу можно употреблять рыбную икру. Страстная седмица должна сопровождаться особо строгим воздержанием.
От Пасхи до Антипасхи, согласно правилам, не бывает поста в понедельник, среду и пятницу. От Пасхи до Пятидесятницы не постятся в понедельники.
Немощным, с благословения духовника, с самоукорением можно вкушать пищу без растительного масла и в первые два великопостных дня, а также вареную на воде пищу в иные дни постных седмиц, путем осознания своей немощи приобретая смирение.
II. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
(ФИЛИППОВ) ПОСТ
Рождественский пост для монашествующих и немонашествующих должен быть сохранен в прежней продолжительности и строгости, согласно уставу преподобного Саввы Освященного, по которому во вторники и четверги дозволяется пища с елеем. А в понедельники, среды и пятницы масла на трапезе не бывает. Верующие, имеющие силы и возможность точно соблюдать постный устав, могут обходиться в эти дни суходянием. По субботним же и воскресным дням разрешается рыба. Если в понедельник, вторник или четверг празднуется память великого святого и совершается служба со славословием, то в эти дни также дозволяется вкушение рыбы. Если память такого святого выпадет на среду или пятницу, тогда верующие могут употреблять пищу с растительным маслом. Когда же святому полагается бденная служба или же случается престольный праздник, то в среду и пятницу едят рыбу (см. Типикон. Гл. 33. О разрешении всего лета. С. 34).
Согласно благочестивой монашеской традиции, после 6-го декабря по церковному календарю (память свт. Николая Чудотворца) и до Рождества Христова (25-го декабря) рыба уже не вкушается. Но для немонашествующих время строго поста по уставу сокращено днями предпразднества (с 20-го декабря ст. ст.).
Немощные, с благословения духовника и с осуждением себя, могут вкушать вареную пищу без масла и в дни, когда правилами предписано сухоядение.
III. АПОСТОЛЬСКИЙ (ПЕТРОВ) ПОСТ
Устав данного поста соответствует Рождественскому: в субботу, воскресенье и дни памяти великих святых в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба. В полиелейные праздники, случившиеся в среду и пятницу, – пища с растительным маслом.
В Поместных Православных Церквах, перешедших на т. н. новоюлианский календарный стиль, Петров пост, вопреки уставу, всегда сокращается. А когда Пасха празднуется в период времени от 20-го до 25-го апреля включительно, то он полностью упраздняется – для него не остается времени. Между тем об установлении этого поста в Церкви сказано еще в Апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь» (Кн. 5, гл. 19). О высоком уважении, которым пользовался Петров пост среди христиан, свидетельствуют и Святые Отцы, в частности – святые Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Феодорит Кирский, Лев Великий. Так, святитель Лев писал, что Апостольский пост «особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святаго Духа».
Учитывая вышесказанное, Поместные Церкви, введшие в богослужебную практику для неподвижных праздников новый стиль, должны вернуться к освященному веками Православия и подвигами сонмов святых юлианскому календарю, – для того чтобы предоставить своим чадам возможность соблюдать Петров пост в соответствии с древними церковными постановлениями.
IV. УСПЕНСКИЙ
(БОГОРОДИЧНЫЙ) ПОСТ
В период Успенского поста вкушение рыбы дозволяется только в праздник Преображения Господня, а пищи с растительным маслом – в субботу, воскресенье и полиелейные праздники. Ревнующие о соблюдении устава монашествующие и благочестивые миряне в понедельник, среду и пятницу должны обходиться сухоядением.
+ + +
Как уже говорилось, Святая Церковь не налагает на своих чад неудобоносимых бремен и потому благословляет клирикам, в соответствии с канонами, регулировать и ослаблять телесное воздержание пасомых в зависимости от состояния их здоровья. Так, преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный, учил: «В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения».
+ + +
Итак, принимая во внимание безусловную пользу поста для народа Божия, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной Церковью Христовой за два тысячелетия ее существования. Это, безусловно, будет способствовать облегчению духовной брани современных христиан и предаст им душевную и физическую крепость.
Детей, начиная с семилетнего возраста, также нельзя лишать добрых плодов поста, особенно наиболее подверженных волнениям страстей подростков. Отлучение их от воздержания в пище равносильно преданию безоружных в руки врагов. Норма поста для детей и молодых людей должна определяться родителями при совете с духовником. Минимальный устав – соблюдение установленных Святыми Апостолами Великого Поста, а также поста в среду и пятницу во весь год.
Монашествующие, добровольно избравшие постническое житие, а также все желающие члены Святой Церкви, с благословения духовных наставников, при соблюдении всех постов, могут увеличивать подвиг в соответствии со своей ревностью к богоугождению и духовными потребностями. Церковь похваляет такую ревность о спасении, также она одобряет усердие тех верных своих чад, которые соблюдают особенно строгое воздержание в дни первой седмицы Великого Поста, Крестопоклонной седмицы (ради поклонения Честному Кресту Христову) и спасительных Страстей Господних.
В деле постнического подвига всем верующим следует помнить наставление апостола Павла: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его (Рим. 14, 3), а также ободрять себя словами Вселенского Учителя святителя Иоанна Златоуста: «Общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление!»
Священник Михаил НОВИКОВ
ОПРОС | || | Божественное установление |
1. Планируете ли Вы соблюдать Рождественский пост в этом году?
2. Знаете ли Вы, что все православные посты установлены Духом Божиим через Его носителей, Апостолов и Святых Отцов, и потому нарушающие их противятся Церкви?
3. Согласны ли Вы, что телесное воздержание без духовного подвига не пойдет христианину на пользу?
4. Нуждаются ли, на Ваш взгляд, традиционные канонические нормы о постах в какой-либо реформации?
|