ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОПОВЕДИ ИЛИ
БЕДА ЛЖЕМИССИОНЕРСТВА?

 

 

 

В нашу редакцию поступило письмо от читателей из города Тулы. Они рассказали о «миссионерских» нововведениях, получивших распространение в их епархии, и попросили опубликовать какой-либо разъяснительный материал на эту тему. Учитывая актуальность проблемы, мы решили побеседовать с несколькими священнослужителями и компетентными в данной области мирянами. Ниже публикуются комментарии наших собеседников на письмо туляков, а также высказанные ими мнения о различных формах так называемого современного «миссионерства».

 

ПИСЬМО ОТ ПРАВОСЛАВНЫХ ГОРОДА ТУЛЫ:
«НАШИ МИССИОНЕРЫ РЕШИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ
ОТ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ»

 

Уважаемые редакторы «Православного Креста»! Пишут вам постоянные читатели вашей газеты из города Тулы. В нашей Тульской епархии существует Миссионерский отдел, члены которого – в основном мирские люди, недавно пришедшие к вере, но считающие, что они уже многое понимают, и навязывающие свои взгляды. Наши миссионеры решили отказаться от апостольской проповеди среди народа, поскольку для современного времени этот метод, по их мнению, не эффективен (хотя традиционной проповедью даже шаманов обращали к вере!). Они пошли по стопам почитаемого ими Кураева и воздействуют на «современную аудиторию» посредством рэпа, рэперских концертов «на тему Библии и христианских ценностей».

По нашему мнению, это своего рода обновленчество в миссионерском служении. Разве человек, не познавший Бога, через скороговорку усвоит что-нибудь, разве воспримет веру сердцем? Модный рэп ничего благодатного не может сообщить разуму и душе. Может быть, некоторые молодые люди увлекутся лишь самим этим жанром. А игрой слов очень легко увести от истины, случайно, а может быть и намеренно, сбить молодежь с правильного пути.

Бог и вера неизменны от начала и до скончания века. И апостолы-миссионеры оставили нам пример, как нужно бежать от антихристианской современности, как проповедовать и хранить веру истинную, Богу угодную. Для апостольской миссии нужно живое слово духовного человека, проповедь жизнью, подход к каждому – вот в чем нуждается наш народ! Но на такую проповедь новоявленные миссионеры, похоже, не способны. Однако, судя по всему, их деятельность (театральные представления, концерты, встречи с Кураевым, Осиповым и т.п.) устраивает священноначалие. Мы не можем остановить их на выбранном ими пути. Заручившись поддержкой священников, они не прислушиваются к нам, мы для них – нарушители спокойствия. Но мы всей душой чувствуем, что это – беда и плоды этой «миссии» еще дадут о себе знать.

Просим вас, помогите! Если вы согласны с нами, опубликуйте в вашей газете грамотную статью или слово священника на данную тему. Такая публикация может пригодиться не только нам.

Низкий вам поклон, Покрова Божия и Пресвятой Богородицы.

Православные города Тулы

 

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ ОЗЕРОВ (РПЦ МП):
«НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЭТО ОЧЕВИДНАЯ ОШИБКА»

 

В самом желании заниматься миссионерской деятельностью, нести людям слово о вере я не вижу ничего предосудительного. Думаю, можно согласиться с тем, что в нашей Русской Православной Церкви миссионерство не на должной высоте. Лично я осознаю, что на своем уровне, в своем маленьком городке уделяю ему недостаточно времени. Поэтому я с глубоким уважением отношусь к тем, кто берет на себя этот тяжелый крест.

В свое время, еще в 90-х годах прошлого века, Святейший Патриарх Алексий II благословил каждого мирянина нести слово Божие, проповедь о Христе ближним. Одной из проблем тех лет было возвращение нашего народа к Православию, а без проповеди решить этот вопрос не представлялось возможным. И из-за недостатка нашей, православных, активности многие люди, ищущие Бога, к сожалению, оказались в сетях всевозможных сект и оккультных учений. Наверное, я тоже не приложил тогда достаточных усилий, чтобы этому воспрепятствовать…

Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что сегодня при реализации благого и правильного желания проповедовать Православие порой происходят странные перекосы. Причем, оправдывая их, нынешние миссионеры обычно ссылаются на апостола Павла, сказавшего: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), и интерпретируя эту фразу по-своему, искажают ее смысл. Апостол, проповедуя перед человеком или сообществом людей, старался найти слова, доступные и понятные им. Он пытался понять их культуру для того, чтобы успешнее проповедовать о Христе и указать им на их ошибки. Проблема же современных миссионеров заключается в том, что, входя в какую-либо среду, они становятся ее частью и как бы говорят заблуждающимся: «Вы – молодцы, вы можете оставаться такими, какие вы есть, но еще плюс уверуйте во Христа».

Я понимаю, если бы миссионер пришел, скажем, на рок-концерт и совершил следующую проповедь: «Вы сейчас идете тупиковым путем, вы идете не в ту сторону. Рок-культура – это культура сатанинская. Совместить ее с Православием невозможно». Но когда я вижу на фотографиях игумена Сергия (Рыбко) с рокерской «козой», у меня возникает полнейшее недоумение. На мой взгляд, это абсолютно очевидная ошибка. Коль уж ты действительно взял этот нелегкий крест, твоя задача их, эту молодежь, вывести из тьмы к свету. Нужно поднимать их из того греховного состояния, в котором они пребывают, до более возвышенного – веры во Христа, а не самому опускаться и, будучи православным священником, совершать какие-то сатанинские ритуалы. Иначе, получается, ты просто творишь страшный, тяжкий грех под прикрытием миссионерства. Пытаясь спасти несчастных заблуждающихся людей, ты тащишь в Церковь вместе с ними всю эту грязь, как бы адаптируя ее под Православие.

Это, конечно, безумство и, кроме того, великая опасность. Потому что те слепотствующие люди, которые войдут после такой проповеди в Церковь, начнут переделывать ее на свой лад, отвергая истинное, традиционное Православие. 90-е годы, когда масса народа хлынула в церковную ограду, имели много негативных последствий. Было очень трудно «перемолоть» все это внутри Церкви, добиться, чтобы воцерковлявшиеся отказались от своих ошибочных воззрений, с которыми они пришли в Православие. Хотя суть воцерковления заключается именно в том, что человек, уверовавший во Христа, с радостью отвергает все свои заблуждения, даже когда-то очень дорогие и близкие ему, – ради Христа, ради Церкви и ее учения, спасения души. Без этого самоотвержения ничего не получится: человек будет только называться православным, носить на шее крестик, но при этом пребывать вне пути спасения.

Рекомендую всем, интересующимся этой проблемой, найти в интернете и послушать выступление ныне покойного профессора Московской Духовной академии Михаила Дунаева на XIII Рождественских чтениях в 2005 году, где он обличает апологетов нетрадиционного «миссионерства». В частности, профессор приводит слова старца Иоанна (Крестьянкина) о том, что тот, кто пришел к Православию от рока и не отказался от него, не может стать священником, служить и идти путем спасения. Вот насколько душевредна и опасна современная рок- поп- рэп- и прочая массовая культура!

Мы находимся в состоянии брани с духом мира сего, с врагом рода человеческого. Способы и пути погубления и каждого человека в отдельности, и разрушения Церкви в целом весьма многообразны. Враг рода человеческого и его слуги с сотворения видимого мира неустанно трудятся на этом поприще и ныне не умаляют своих усилий. Мы все это знаем и прекрасно понимаем. Еще начиная со Священного Писания, где апостол призывает верить не всякому духу, и кончая трудами Святых Отцов и словами современных подвижников, везде в Православии красной нитью проходит мысль о необходимости духовной осторожности, бдительности. А в наше «время прелести», как называла его блаженная Матрона, когда особенно умножились всевозможные духовные ловушки и под предлогом совершения добра люди очень часто уклоняются с истинного пути, проблема духовного трезвения стала особенно актуальной.

 

АНТОН ТАРАСЮКОВ, ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН,
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ИНТЕРНЕТ- САЙТА «ANTI-ROCK-CULT –
ЗА ВЫСОКУЮ КУЛЬТУРУ, ПРОТИВ РОК-МУЗЫКИ И СУБКУЛЬТУР»:
«„МИССИОНЕРЫ“, ДЕЛАЮЩИЕ ОСНОВНУЮ СТАВКУ НА МОЛОДЕЖЬ,
ФАКТИЧЕСКИ НАЗЫВАЮТ ЕЕ ДЕГЕНЕРАТИВНОЙ»

 

Православные из Тулы просят прокомментировать ситуацию с обновленческой миссией и «православным рэпом», предоставляя в качестве иллюстрации материал о местных Рождественских чтениях (который был приложен к напечатанному выше письму и вместе с ним передан нами Антону. – Примеч. ред.). Приведем оттуда выдержки: «13 декабря в ТДС прошла секция VІІ Областных Рождественских образовательных чтений „Православная миссия: вчера и сегодня“. Организовал секцию Миссионерский отдел Тульской епархии, в ее работе участвовали священнослужители, студенты и преподаватели Тульской Духовной семинарии, Тульского Государственного университета, Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и других вузов.

О том, как помочь современному человеку найти дорогу к храму, особенно – если речь идет о подростках и молодежи, участники секции размышляли вместе с сотрудником Миссионерского отдела Тульской епархии Валерием Отставных, который отметил, что время традиционных методов миссионерской работы прошло. Современная аудитория имеет свои особенности – например, она с трудом удерживает внимание, и полуторачасовые лекции, которые были так популярны в 90-е годы, для нее неприемлемы. Поэтому необходимо искать новые формы работы. С аудиторией, особенно детской, молодежной, необходимо активно взаимодействовать – общаться, задавать вопросы; нужно заставить ее „проснуться“. Для этого можно использовать и игры, и театрализованные представления, и видео-просмотры. Как показала практика, хорошо воспринимается молодежью рэп с текстами на „вечные“ темы – о жизни, о смерти, о вере – в исполнении студента-заочника Тульской Духовной семинарии Антона Панченко».

 

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник