ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ ТАИНСТВА ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ ДУША С ИСТИННОЙ ВЕРОЮ И ЛЮБОВИЮ ПРИСТУПАЛА КО ХРИСТУ»

 

Окончание. Начало на стр. 4


Одной избранной рабе Божией, Феодосии Ставропольской, примерно лет двадцать назад было дано вразумление относительно этого вопроса. Великим Постом на Первой седмице православные христиане строго постятся и стараются причаститься Святых Таин. И вот, ей было открыто, что в субботу, когда причащались почти все, присутствовавшие в храме, в действительности причастилось только семь человек, а в воскресенье – это вразумление было накануне Недели Торжества Православия – будут причащаться три человека. Вот такое свидетельство свыше о том, какое значение имеет приготовление к Таинству. Несмотря на то, что люди готовятся к Причащению, принимает Таинство достойно лишь такое небольшое количество причастников.

Это, мне кажется, говорит в пользу того, что мы должны стараться приобрести благодать Святаго Духа как можно более внимательным приготовлением ко Святому Причащению, а не его частотой. Лучше причаститься как Мария Египетская – два раза в жизни, нежели делать это часто, но в осуждение. Я не призываю причащаться единожды в жизни или единожды в год, но привожу этот пример как доказательство, что путь стремящихся к тщательному приготовлению к Таинству вернее пути тех, кто надеется стяжать благодать посредством частого причащения.

 

– Какие препятствия существуют для принятия Святых Таин, т.е. случаи и состояния, когда нельзя причащаться?

– Когда нельзя причащаться – это в каждом конкретном случае определяет духовник. Но что касается вообще всех христиан, нельзя причащаться, если человек не примирился с враждующими с ним людьми, причем эта вражда исходит в большей степени от него самого. Как сказано в Последовании ко Святому Причащению: «Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая таинственное брашно яждь».

Ну, и, разумеется, нельзя приступать к Таинству, если человек впадает в смертные грехи, например, блудные, за которые подлежит отлучению от причащения на какое-то время. Но это должно решать с духовником.

 

– Что значит «причащаться недостойно»? Когда и почему христианин может причаститься недостойно, и в чем опасность недостойного принятия Таинства Причастия?

– Опасность недостойного принятия Таинства Причащения в том, что, как сказано в Последовании, Святые Тайны – «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй». И апостол Павел говорит, что оттого – от недостойного причащения – многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Если мы дерзко, самонадеянно, гордо, самоуверенно, с нехорошими расположениями души приступаем ко Причастию, конечно, мы причащаемся недостойно и навлекаем на себя гнев Божий. Но наш гнев и гнев Божий – это не тождественные понятия, гнев Божий – это проявление Божией любви. Я думаю, если человек осознает, что он может причаститься недостойно, то это уже ставит его в правильную позицию по отношению к Богу и уменьшает вероятность недостойного причащения. Осознание своего недостоинства есть первое правильное расположение, которое может нас соделать достойными принятия Святых Таин.

 

– Как христианин должен готовиться к причащению? Каким по продолжительности и строгости должен быть предваряющий участие в Таинстве пост? Какие службы и молитвословия входят в обязательное молитвенное правило для желающего принять Плоть и Кровь Христовы? А какие еще молитвы (каноны, акафисты и т.п.), кроме обязательного правила, Вы бы посоветовали по возможности читать монашествующим и мирянам, готовящимся причаститься?

– Ответ на этот вопрос – как готовиться ко Святому Причащению – помещен сегодня в каждом молитвослове, поэтому повторяться здесь, я думаю, нет смысла. Есть правила для готовящихся к причащению, общие для всех, и их нужно придерживаться. Но что касается спорного в наше время вопроса, сколько нужно поститься, я считаю, что христианину, который серьезно занимается своим спасением, нужно стараться придерживаться постановлений Типикона, где сказано: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны» (Глава 32). Затем было сделано послабление – поститься три дня. Сейчас некоторые старцы и архиереи благословляют кому-то соблюдать пост два дня, но никак уже не меньше. Потому что иначе будет профанация, а эта профанация, кстати, очень благовидно внедряется, когда людям предлагают причащаться часто. И, если человек часто причащается, он думает: «Я же не могу постоянно поститься, я работаю, у меня дети, заботы…» Тогда совсем отменяется пост. За отменой поста следует отмена и исповеди: «А зачем мне исповедоваться? Я только вчера (или позавчера) исповедовался...» То есть под благовидным предлогом частого причащения идет разорение приготовления к Таинству, совершается дело душевредное.

Что касается молитв – они общеизвестны: три канона, канон ко Святому Причащению и молитвы. Я знаю, что некоторые еще читают акафист ко Святому Причащению или акафист Иисусу Сладчайшему. Но думаю, что главное – не что читать, а как читать, чтобы это было действительным обращением живой, но больной души к живому Богу, всемогущему Врачу и Спасителю нашему. Чтобы человек приготовился вступить в общение со Христом, исцеляющим его, со Христом, спасающим его, со Христом – Спасителем и Богом нашим. А как душа будет к этому готовиться – тут уже у каждого есть свои особенности, главное – чтобы она с истинной верою и любовию приступала ко Христу, а не потому, что наступил двунадесятый праздник – хочешь – не хочешь, а надо идти ко Причастию.

 

– В некоторых Поместных Православных Церквах Таинства Исповеди и Причастия разделены, т.е. верующие причащаются, как правило, без исповеди, а исповедуются отдельно, в другое время. Например, такая практика существует в греческих монастырях на Афоне. Как Вы к этому относитесь?

– Если монашествующие в монастырях ведут внимательную, трезвенную жизнь, если монах постоянно, каждый день замечает все свои чувства, желания, помыслы греховные и тут же в них кается, то такому, если он не допустил серьезного увлечения греховным помыслом и желанием, можно приступать ко Причастию без исповеди, потому что он уже очищает свою душу постоянно. Но если человек ведет рассеянную жизнь и при этом еще будет причащаться без исповеди, ничего, кроме душевного вреда, он не получит.

Я вспоминаю наши первые годы в пустыне, когда мы причащались у отца Мардария (в схиме Алексия) (об отце Алексие (Данилове) см.: «ПК» № 11 (59)). Тогда мы практиковали исповедь непосредственно перед причащением – для того чтобы меньше нагрешить, потому что в любой момент может заскочить какой-нибудь зловредный помысел и осквернить душу. А мы уже исповедались, священника не будем безпокоить, просить второй раз выходить на исповедь, и причащаемся с оскверненной душой. Я думаю, это очень важно – стараться соблюсти сосуд своей души как можно более чистым. Потому разрыв этих двух Таинств – Исповеди и Причастия, мне кажется, всегда зловреден, ибо «ничтоже скверно входит во Царствие Небесное» (Молитва св. Иоанну Предтече).

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Окончание см. в след. номере

 

 

ОПРОС ||
Таинство Святого Причащения

    


        1. Допустимо ли, на Ваш взгляд, христианину приступать к Таинству Святого Причащения на каждой Литургии, на которой он присутствует?
     да – 1 %; нет – 99 %

 

     2. Согласны ли Вы, что благодать Святаго Духа приобретается как можно более внимательным приготовлением ко Святому Причащению, а не его частотой?
     да – 99 %; нет – 1 %

 

     3. Знаете ли Вы, что готовящемуся ко Святому Причащению необходимо соблюдать пост в течение недели или, по крайней мере, трех дней?
     да – 94 %; нет – 6 %

 

     4. Поддерживаете ли Вы практику разделения Таинств Исповеди и Причастия?
     нет – 100 %


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник