ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАМЯТНАЯ ДАТА СЛАВА РОССИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА!»

 

 


Фрагмент панорамы «Бородинская битва»
Худ. Ф.А. РУБО

 

 

В этом году исполняется 200 лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Наши корреспонденты побывали в московском музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, 38, м. «Кутузовская») и решили поделиться с читателями своими впечатлениями от посещения экспозиции.

 

Посетить бородинскую панораму хотелось давно, но по разным причинам никак не удавалось. И лишь в нынешнем, 2012-м году, когда Россия празднует 200-летие победы над армией Наполеона, состоявшей из «двунадесяти языков» (12-ти народов – примеч. ред.), мы сподобились побывать в этом знаменитом музее.

Музей-панорама представляет собой картинную галерею особого типа, в которой живописные полотна чередуются с предметами описываемой эпохи, имеющими археологическую ценность. В экспозиции также используются современные технические достижения, позволяющие более реалистично показать то время, события минувшей эпохи.

Если передать впечатление от посещения музея в нескольких словах, то можно назвать его путешествием в Россию начала XIX века. Открывает экспозицию картина академика живописи Франца Алексеевича Рубо «Живой мост», изображающая самоотверженный подвиг русских солдат, своими телами выложивших живой мост через глубокий овраг, чтобы их сослуживцы смогли провезти тяжелое артиллерийское орудие.

В первом зале в картинах и предметах той эпохи отражены предыстория войны 1812 года и ее начало. На картине художника Виктора Викентьевича Мазуровского «Бой за знамя» запечатлен подвиг русских гвардейцев в сражении союзных войск с армией Наполеона при Аустерлице в 1805 году. В ходе одной из атак лейб-гвардии конный полк Царя Александра I разгромил 1-й батальон 4-го полка линейной пехоты французов и захватил их полковое знамя. Наполеон тогда впервые столкнулся в бою с русскими и был поражен их мужеством. И хотя наши войска проиграли сражение, но он понял, что легким вторжение в Россию не будет – его ждет суровый прием.

Здесь же представлены портреты Императоров Александра I и Наполеона. Одна из литографий изображает их мирные переговоры в Тильзите на Немане. Это была первая встреча Александра I c Бонапартом, произошедшая 25-го июня 1807 года. Тогда русский Император сказал: «Государь, я ненавижу англичан так же, как и Вы». На это Наполеон ответил: «В таком случае все будет улажено и мир упрочен». Можно сказать, что эти переговоры в какой-то мере подобны пакту «Молотова-Рибентропа», когда в преддверии Второй мировой войны между Советским Союзом и Германией ими был подписан пакт о ненападении. Однако как Наполеон, так и его последователь Гитлер не сдержали своего слова, и оба потерпели поражение на Востоке.

Накануне войны с Наполеоном русским послом во Франции был франкофил князь А.Б. Куракин. Но и он в 1811 году предупреждал Императора Александра I о том, что война с французами неизбежна. «Не время уже нам манить себя пустою надеждою, но наступает уже для нас то время, чтоб с мужеством и непоколебимою твердостию достояние и целость настоящих границ России защитить», – писал Куракин.

Также в первом зале можно увидеть портреты двух генералов, командовавших русскими армиями во время вторжения французов, Петра Ивановича Багратиона и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Стратегической задачей Наполеона был разгром русской армии. Соответственно, наши славные генералы старались этому воспрепятствовать и поэтому дали войскам приказ отступать. Впрочем, иногда французы настигали русские войска, и тогда наши части давали им арьергардный бой – сражение, предпринимаемое с целью задержать наступающего противника, чем обезпечить отступление основных сил.

Один из таких моментов нашел отражение в картине В.В. Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года». На полотне запечатлены донские казаки, заманивающие наполеоновскую конницу в вентерь, т.е. изображающие безпорядочное бегство конницы. Неприятель начинает их преследовать, обнажает свои фланги и тылы, в которые наносит удар засадный казачий полк. Затем якобы отступающие казаки разворачивают свои конницы навстречу преследующему их противнику и помогают товарищам одержать окончательную победу.

Наполеон стремился не допустить соединения двух русских армий. Однако под Смоленском русские все-таки встретились и вместе дали первый серьезный бой французам. Но это сражение не стало решающим, на что рассчитывал Наполеон и о чем мечтали русские солдаты. Главком объединенных сил Барклай-де-Толли понимал, что численный перевес остается на стороне противника, и решающая битва в Смоленске может погубить всю армию. Поэтому он отдал приказ основным силам отступать, прикрыв их отход небольшим отрядом, который, однако, мужественно дрался с оккупантами, защищая город.

Сменивший Барклая на посту главнокомандующего Михаил Илларионович Кутузов продолжил отступление русской армии по старой Смоленской дороге на Москву, накапливая силы и изматывая неприятеля арьергардными боями и действиями партизанских групп.

Эти события запечатлены на картине художника Александра Юрьевича Аверьянова «Сражение за Смоленск», посвященной обороне города. За ней следуют портреты М.И. Кутузова и его сподвижников – генералов-героев 1812 года. Рядом с ними, под стеклом, – оружие и обмундирование русских и французских офицеров и солдат.

Отступая, Кутузов присматривал удобное место для того, чтобы дать превосходящим силам противника генеральное сражение. Наиболее выгодные позиции оказались у села Бородина, поскольку его пересеченная местность не позволяла Наполеону одновременно использовать всю мощь своей армии. Полковник В.В. Прунцов пишет: «Кутузов решил уравновесить неравенство сил выбором такой позиции, чтобы Наполеон не мог по характеру местности сразу развернуть свои превосходящие силы, чтобы ему пришлось атаковать на узком фронте и вводить свои войска в бой по частям под жестоким огнем русских орудий. Кутузов правильно полагал, что если у него на левом фланге Бородинской позиции встанет 40 000 человек под командованием безстрашного генерала Багратиона, то они смогут удержать вдвое превосходящего противника. Принимая ответственное решение на Бородинское сражение, Кутузов рассчитывал на мужество русских войск, высокое боевое мастерство их командиров и на искусное использование местности».

Экспозиция построена так, что зритель словно вместе с русской армией по старой Смоленской дороге идет от картины к картине, постепенно приближаясь к панораме Бородинского сражения, которая расположена в центральном зале. Картины, выполненные живописцем-баталистом Францем Алексеевичем Рубо, постепенно переходят в макеты реальных предметов: домов, ворот, обломков орудий, трупов лошадей, пепелищ от костров и т.д., создавая ощущение реального присутствия на месте сражения, в той эпохе.

Соотношение сил было следующим: русская армия насчитывала 123 500 человек при 624 орудиях, а армия Наполеона – 136 700 человек, но имела 597 орудий.
Следует отметить, что при вторжении в Россию у Наполеона было 400 тысяч воинов. Но за 800 верст продвижения в глубь России он потерял до 70% своей армии – за счет погибших в боях, заболевших, отставших и дезертировавших. Таким образом, оправдался расчет русских генералов, которые отступлением сохранили свои главные силы для решающего сражения всей кампании.

Бородинские позиции были построены следующим образом:

1. Южнее деревни Маслово – три окопа стреловидной формы для пушек, так называемые флеши. В них было поставлено 26 орудий. С фронта Масловские флеши были прикрыты завалами из деревьев. Артиллерия отсюда своим огнем защищала подступы к Москве-реке и к речке Колоче в ее нижнем течении.

2. Между Масловскими флешами и селом Бородиным было построено пять отдельных укреплений, в которых поставили 37 пушек. Они контролировали подступы к речке Колоче.

3. У села Бородина был отрыт сплошной окоп для егерей, а также укрепление для четырех орудий.

4. Южнее Бородина, на Курганной высоте, было возведено укрепление на 18 пушек, которое получило наименование батареи Раевского.

5. Юго-западнее деревни Семеновская были сооружены три флеши, в каждую из которых установили 12 орудий. Сначала они назывались Семеновскими флешами, а затем были переименованы в Багратионовы, поскольку их геройски оборонял и был там смертельно ранен генерал П.И. Багратион.

6. Южнее деревни Шевардино, на возвышенности, было построено замкнутое земляное укрепление – Шевардинский редут, где было размещено 12 пушек и пехота для его обороны. Шевардинский редут стал передовой позицией.

Самые ожесточенные схватки шли вокруг Шевардинского редута, Семеновских (Багратионовых) флешей и батареи Раевского. Правый фланг русских позиций у деревни Маслово упирался в реку Москву, а левый – в лесистый район у деревни Утицы. Фронт составлял восемь километров. В этом узком отрезке должны были поместиться примерно 250 тысяч человек.

Наполеон наступал тремя колоннами. Он планировал лобовым ударом прорвать оборону русских, ввести в прорыв резервы, обойти основные русские силы с флангов и тыла и добить их у реки Москвы. Затем, заняв столицу, подписать мирный договор с Императором Александром и с триумфом вернуться в Париж. До Бородина дошли только наиболее подготовленные и боеспособные части наполеоновской армии. Ее солдаты намеревались в этом бою уничтожить русскую армию, ограбить Москву и со славой и добычей возвратиться домой.
У Кутузова были иные планы: упорной обороной уничтожить как можно больше французского войска, а затем свежими силами перейти в контрнаступление. На случай поражения он надежно контролировал Новую Смоленскую дорогу. Русские солдаты уже давно рвались в бой, тяготясь отступлением. М.Ю. Лермонтов отразил это настроение в своей знаменитой поэме «Бородино»:

 

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

 

Русская армия со времен Петра I не помнила поражений. Ее боевой дух был на высоте. В строю еще оставалось много «чудо-богатырей» А.В. Суворова, бивших французов в Италии и в Австрии, которые знали только один боевой маневр – наступление. Такой тактический прием как отступление был им неведом. Кроме того, они сражались за Веру, Царя и Отечество – за это не жалко было отдать жизнь. Таким образом, уступая французам в численности, русская армия превосходила противника по боевому духу.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник