ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ ТРЕБУЕТ ОТ НАРОДА ДУХОВНОГО, РЕЛИГИОЗНОГО ОСОЗНАНИЯ»

 

Продолжение. Начало на стр. 4

 

Конечно, я всегда стараюсь иметь по таким вопросам какое-либо свое мнение, причем оно вполне может измениться под влиянием новой информации, новых, открывшихся через молитву, через чтение и осмысление проблемы фактов, но, мне кажется, тут следует избегать жестких оценок.

В данном случае, как говорится в шутливой поговорке, нужно отделять котлеты от мух. С одной стороны, существуют факты, указывающие на то, что духовенство, в частности, многие иерархи, действительно, получается, предали Царя. То есть стали возносить здравицы временному правительству, в большинстве своем состоявшему из масонов. Этот факт мы отрицать не можем: произошло какое-то непонимание или предательство – я не берусь тут судить. Но, с другой стороны, ведь все мы ошибаемся и все мы можем переосмыслить свои поступки и взгляды, а Господь, наш милостивый Господь, готов наше покаяние принять и простить нас, если мы искренне раскаялись в том, что сотворили. И кто же мы такие, кто нам дал право судить о тех сложных временах и людях с такой непримиримостью? Может быть, и были у кого-то из Новомучеников ошибки, был грех непонимания происходящего, но если они потом это переосмыслили, если они покаялись и засвидетельствовали свою верность истине мученической кровью, допустимо ли отрицать их святость пред Богом? Мы не можем проникать в глубины судеб Божиих, ведь говорится: иной суд человеческий и иной суд Божий. Эти люди закончили свою жизнь мученически, пострадали за Христа, и нам ли судить, принял Господь их жертву или не принял?

 

– Расскажите, пожалуйста, что такое симфония властей? Какими в идеале должны быть взаимоотношения Православной Церкви и государства?

– Существует учение о симфонии светской и церковной властей, исторически оно зародилось в Византии. Конечно, человеческие страсти и немощи зачастую влияли на взаимоотношения Церкви и государства, происходили перегибы то в одну, то в другую сторону, как мы знаем из истории, поэтому даже и в самой Византии истинная симфония воцарялась не так уж часто. Вообще, очень хорошо осветил эту тему архиепископ Серафим (Соболев) в своем труде «Русская идеология», рассматривается она и в трудах других авторов, например, у философа Льва Тихомирова.

Слово «симфония» переводится с греческого языка как «созвучие», «согласие». Суть заключается в том, что светская и церковная власти пребывают в состоянии согласия и сотрудничества, и при этом каждый выполняет свои обязанности. Царь является хранителем государства, ответственным перед Богом за жизнь народа, ограждение его от агрессоров, преодоление различных смут, в том числе и религиозных, поэтому его еще называли внешним епископом Церкви. То есть он имел статус духовного участника в решении церковных дел. Но в то же время вмешиваться в церковные дела сугубо, невзирая на мнение епископов и Патриарха, Царь не имел права. Также и Патриарх не имел права вмешиваться в государственные дела без согласия на то Царя. Мы знаем, что благодаря усердию Царей, по их распоряжениям, созывались церковные Соборы. Но в то же время без соборного решения Царь не мог выносить определения по церковным вопросам или диктовать догматы и правила церковные. Какие-либо постановления принимались только с согласия церковной полноты. Примером реализации симфонии властей служат Вселенские Соборы, когда Цари инициировали собрание епископата, но потом были лишь одними из участников процесса принятия соборных решений.

 

– Как Вы относитесь к личности Царя-Мученика Николая II? Я знаю, что среди священства даже до сих пор, несмотря на то, что Царь общецерковно прославлен, есть люди, не признающие его святости, которые для обоснования своей позиции вспоминают какие-то его греховные привычки, исторические случаи, когда Государь якобы проявил себя не лучшим образом… Что Вы думаете по этому поводу?

– К Царю я отношусь с глубочайшим уважением, благоговением и почитанием. Сейчас, как мы знаем, идет много споров вокруг более сложных проблем в связи с осмыслением подвига Государя. Я понимаю, что это вопросы, скорее, для богословских дискуссий; но когда вообще отрицается мученический подвиг и святость Царя и Царской Семьи – для меня это однозначный признак духовного ослепления.

 

– Но есть и другая позиция, согласно которой мученический подвиг Государя Николая II признается, но якобы только в силу этого подвига и можно говорить о его святости. Люди, придерживающиеся такого взгляда, полагают, что, кроме мученической кончины, жизнь Царя не являет собой образец праведности и не отличается высокими христианскими добродетелями.

– Это, конечно, заблуждение. Такие взгляды есть следствие излитой на Царя лжи. Согласно искренним, честным отзывам современников Царственных Мучеников и другим историческим документам, это была удивительная Семья, в которой царила любовь. Государь отличался множеством добродетелей, благородством характера, искренностью и самоотверженностью в служении Богу и народу. С самого начала, придя к власти и став Царем, он всеми своими делами это доказывал. Поэтому удивительно, когда наши русские люди опираются в своих суждениях на откровенно лживые слова врагов Царя и России, а не на свидетельства тех, кто четко и правдиво рассказывал о прекрасной, духовно возвышенной натуре Государя. Конечно, у Царя могли быть какие-то немощи, он был главой Государства, человеком публичным, а не преподобным, подвизавшимся в уединенной монашеской келье. Но это ни в коем случае не умаляет его праведности, благородства его натуры. И именно в силу своих добродетелей Царь добровольно пошел на страдания, принес себя в жертву за русский народ. Об этом он сам неоднократно говорил, заявляя, что «быть может, для спасения России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой». То есть человек морально, духовно еще при жизни готовился к мученичеству. Это был полностью осмысленный итог его жертвенного служения во исполнение своего великого царского долга.

 

– Батюшка, а можно ли, на Ваш взгляд, назвать Семью Царственных Мучеников идеалом православной семьи и почему?

– Да, согласно тем историческим свидетельствам, которые мы имеем, Царская Семья действительно была идеалом православной семьи. Между Государем и Государыней царило полное взаимопонимание, такие же отношения сохранялись и между их детьми, все они были исполнены благородства, терпения, любви… Мы знаем, что царские дочери и сама Царица во время Первой мировой войны трудились простыми медсестрами в госпиталях, перевязывали раненых солдат, сами шили для фронта… Вот у меня тоже многодетная семья (у о. Владислава семь детей. – Примеч. ред.), но у меня не получается так их воспитать и создать такие взаимоотношения внутри семьи, какие создали и поддерживали Царственные Мученики. Это воистину идеал и пример для каждой православной семьи. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что святая Царская Семья имеет великое дерзновение пред Господом и молится за Россию, за свой народ. Я знаю многих людей, которые обращаются в молитвах к Царю и Царственным Мученикам и получают помощь в своих бедах и трудностях, как духовных, так и житейских.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Окончание см. в след. номере.

 

ОПРОС ||
Царское самодержавие

    


   

     1. Знаете ли Вы, в чем состоит учение о симфонии светской и церковной властей?
    да – 82%; нет – 18%

 

    2. Согласны ли Вы с утверждением о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин»?
    да – 7%; нет – 93%

 

    3. Согласны ли Вы, что для восстановления монархии в России от народа требуется покаяние и глубокое религиозное осмысление сути царской самодержавной власти?
    да – 99%; нет – 1%

 

    4. Можно ли, по-Вашему, назвать Семью святых Царственных Мучеников идеалом православной семьи?
    да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник