ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Русской земле нельзя без Государя быть»

 



 

В строгом соответствии с православною верою относился к Царю и почитал его наш русский православный народ. Очень хорошо об этом почитании сначала великого князя, а затем Царя свидетельствует наше русское народное творчество, дошедшее до нас в наиболее живых образцах своих – песнях, сказках, пословицах, присловиях и поговорках. Здесь, при помощи богатого русского языка, сильного по своей образности, простоте и меткости в определениях, передается сущность Богооткровенного учения о царской власти <...>. И это естественно, ибо в основу своего культурного развития русским народом было положено Священное Писание. Богооткровенные истины были глубоко укоренены в умах и сердцах наших предков Святою Церковью. Эти истины и выразил наш народ в кратких изречениях своей народной мудрости. Обратимся к этим изречениям.

«Государь – батюшка, надежа православный Царь», «Царь – от Бога пристав», «Царь земной – под Царем Небесным ходит». Нетрудно понять, что в эти немногие слова русский народ вложил усвоенную им Богооткровенную истину, что Царь, как отец подданных, получил свою власть непосредственно от Бога, что он от Него поставлен управлять земным царством, и потому непосредственно Им управляется (ходит).

Еще больше мы находим изречений, в которых выразил русский народ свой взгляд на Царя как на самодержавного своего верховного повелителя, никем из людей не ограниченного в своей власти: «Одному Богу Государь ответ держит», «Никто, как Бог и Государь», «Народ – тело, Царь – голова», «Царское осуждение безсудно».

Очень хорошо в этих изречениях выражается взгляд русского народа на Царя как Помазанника Божиего, как на священное лицо, призванное Богом творить Божественную правду, изливать на народ Божественную милость и даже ходатайствовать пред Богом за грехи всего народа своими могущественными молитвами: «Правда Божия – суд Царев», «Царево око видит далеко», «За Богом молитва, а за Царем служба не пропадает», «Где Царь – тут и правда», «Нет больше милосердия, чем в сердце Царевом», «Бог милостив, а Царь жалостлив», «Бог помилует, Царь пожалеет», «Как весь народ вздохнет – до Царя дойдет», «Народ согрешит, Царь умолит; а Царь согрешит – народ не умолит».

Есть в народном творчестве и такие изречения, которые выражают требование царской неприкосновенности, и настолько, что не позволяют подданным касаться особы Царя даже осудительною мыслью, относя недостаток царского правления не к нему, а к его окружению: «Никто против Бога, никто против Царя», «Из-за тына (разумеется – царских приспешников, ближних людей и временщиков) и Царю не видать», «Царские милости в боярское решето сеются», «Жалует Царь, да не жалует псарь», «Не Царь гнетет, а временщик».

Есть здесь изречения, в которых Царь изображается не только как милующий, но и как карающий преступников смертною казнью: «Где Царь – тут и гроза», «Близ Царя – близ смерти», «Царь – не огонь, да ходя близ него – опалишься», «Гнев Царев – посол смерти», «До Царя дойти – голову нести (повинную)». Но и тогда русский народ был далек от осуждения Царя. В этих случаях ответственность в глазах русских людей всецело относилась к преступникам как «ослушникам, волкам стада государева, царскому добру досадителям».

Все вышеприведенные изречения нашего народного творчества ярко свидетельствует о глубоком и благоговейном почитании русским народом своего Царя. Но это почитание переходило в изумительную любовь к Царю, которая побуждала подданных прилагать к царской личности самые трогательные ласковые наименования, отдавать всю свою жизнь ему на служение и всегда мыслить себя и Царя как одно нераздельное целое в убеждении, что России нельзя быть без Царя. Вот как эта любовь с такою беззаветною преданностью русского народа изображается по дошедшим до нас памятникам: «Белый Царь – красно солнышко, Царь – ласковый, славный, грозный, великий», «Светится солнышко на небе, а русский Царь на земле», «Ясные очи Государевы – очи соколиные», которые силою своего проникновения видят, кто «народу и Государю друг, кто ворог», «Жить – Царю служить», «Душой Божий, телом – Государев», «Русской земле нельзя без Государя быть», «Без Бога свет не стоит, без Царя – страна не правится».

Правда, здесь, в приведенных нами изречениях народной мудрости, нет таких, которые говорили бы о необходимости молиться за Царя и повиноваться ему, что составляет, как видели мы, неотъемлемую часть в учении Священного Писания о почитании Царя. Но приведенные нами изречения о великой любви русского народа к Царю своему свидетельствуют, что эта молитва и это повиновение были в самой жизни наших предков. Это естественно, ибо, по учению святого Максима Исповедника: «Кого мы любим, о том всегда помышляем и прежде всего поминаем в своих молитвах». А по учению Христа, – кого мы любим, того волю мы всегда исполняем: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое (Ин. 14, 23).

Так относились к своему Царю наши предки по свидетельству дошедших до нас образцов народного творчества. Так относился наш народ к Царю в лице истинных сынов России, и не в далекой древности, а совсем еще недавно. Как и раньше, в глазах верующих русских людей Царь был не простым человеком, а Помазанником Божиим, образом Божественной небесной власти, Царем-Батюшкой, воплощением правды и милости Божией на земле. Истинно русские люди и не могли без слез смотреть на него. Когда приходилось русскому Царю быть среди народа, все теснились к нему, никому не хотелось оставить его, лишиться радости его лицезрения, и считали великим для себя счастьем к нему прикоснуться. Нередко при встрече Государя русские простые люди от восторга и умиления не могли стоять на ногах, произнести слово и невольно опускались на землю вместе с хлебом и солью, которые держали в руках.

Таким образом, сама жизнь показывала, каким великим и безценным даром Божиим был для России наш самодержавный Царь, Помазанник Божий. Он не на словах, а в действительности был главою и душою русского народа. Не стало этой души, не стало и России.

Такое наименование русского Царя мы заимствовали от того же митрополита Московского Филарета, который говорил: «Самодержавием Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и душа царства. Закон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель, возбудитель и воодушевителъ подчиненных деятелей – есть Царь».

И как права была русская народная мудрость, сказавшая: «Русской земле нельзя без Государя быть».

 

Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)
«Русская идеология»

 

 

 

Бога бойтесь, Царя чтите!

 

Бога бойтесь, Царя чтите! Из этих двух настроений – из страха Божия, который в Святом Писании (см.: Пс. 110, 10; Притч. 9, 10) называется началом пpeмудрости, и из почитания Царя, которое является первым правилом гражданской жизни, складывалось бы то тихое и безмолвное житие, та святость христианина и доблесть гражданина, при которых и в частной, и в общественной жизни исчезло бы много пороков и преступлений.

Боящийся Бога непорочно ходил бы в законе Господнем, почитающий Царя не позволил бы себе нарушение закона царского. Боящийся Бога и чувствующий себя всегда как бы пред лицем Его не допустит обмана, почитающий Царя и оберегающий славу имени его не присвоит себе достояния народного. Боящийся Бога не обидит ближнего, почитающий Царя защитит слабого от руки обидчика.

Первый по своей богобоязненности вносит в свое дело всю свою совестливость и евангельскую доброту в отношении к людям-братьям во Христе, второй отличается верностью, честностью, любовью к службе, поручаемой ему Царем или его советниками.

Первым настроением – богобоязненностью – создается непременно и второе: кто боится Бога, тот не может не чтить Царя, ибо он знает, что существующие власти от Бога установлены и посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13, 1–2).

Итак, почитание Царя и молитва за него Церковью христианскою проповедуются как истина христианства, как прямая заповедь Божия. Служители Церкви учили и будут учить верующих этой истине.

 

Архимандрит Сергий

Новгородские
епархиальные ведомости
№ 51–52. 1908.

 

 

Календарь монархиста

с 19 марта / 1 апреля по 1 / 14 апреля

 

23 марта / 5 апреля:
– в 1801 году восшел на Престол Император Александр I Павлович.

24 марта / 6 апреля:
– в 1155 году на Киевский Престол вступил Князь Юрий Долгорукий;
– в 1753 году Императрицей Елизаветой I была отменена смертная казнь в России.

27 марта / 9 апреля:
– в 1111 году объединенное войско Русских князей Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха победило половцев у реки Салницы. Мономах сражался как истинный герой. Летописец говорит: «Ангел свыше карал половцев, и головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю. Бог всегда невидимо помогает храбрым». Слава о победе разнеслась до самого Рима;
– в 1793 году произошло присоединение к Российской Империи древних русских земель Волыни, Подольской и Минской губерний;
– в 1795 году были присоединены Курляндия и Семигалия.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник