СЛОВО ПАСТЫРЯ | ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ | СТРАНИЦА 4 |
Никогда не поймут таинственного смысла человеческой истории те, для кого она представляется лишь скопищем случайных совпадений, разрозненных событий, поступков и явлений. Недоступным останется понимание истории для тех, кто во всeм стремится отыскать действие мертвых, безличных и неизменных „закономерностей“, с равной неизбежностью определяющих жизнь природы и человечества. Лишь в рамках церковного вероучения история народов и царств, завоеваний и революций наряду с вопросами, жизненно важными для каждого отдельного человека, получает цельное и непротиворечивое объяснение.
Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда – неизбежное отлучение от благодати и соучастие в „тайне беззакония“ мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение», – писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).
Накануне дня памяти святых Царственных Мучеников мы затронули тему религиозного долга русского человека и проблему восстановления монархии в России в беседе с протоиереем Иоанном Николаевым.
– Здравствуйте, батюшка, благословите!
– Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
– Батюшка, позвольте начать с такой довольно часто обсуждаемой проблемы, но для кого-то, может быть, еще не до конца понятной. Существует мнение, что для Православной Церкви не имеет значения форма государственного правления, установленная в стране. То есть, согласно этому мнению, нам, православным, должно быть все равно, республиканский строй у нас, конституционный или монархический, и это якобы на основании того, что мы являемся гражданами Царства Небесного. Верно ли такое утверждение и почему?
– Это утверждение, конечно же, неправильное. Мы не можем согласиться с тем, что для православных главное, чтобы сохранились храмы, была молитва, и этого достаточно. Нам не все равно, какой государственный строй сейчас в стране. Мы можем рассматривать существующий строй как Божие попущение, Божие наказание русским людям за грехи. У нас есть религиозные идеалы, есть и Промысел Божий о стране и о народе. А те, кто отстаивают противоположную точку зрения, хотят, чтобы мы забыли о наших религиозных идеалах, о том, что у нас было Православное Царство, православная монархия. Все другие формы государственного правления не благословлены Богом, а, я еще раз повторю, попускаются за наши грехи. За какие грехи? Мы об этом знаем, мы говорим на эту тему уже не меньше двадцати лет, – что русский народ совершил вероотступничество, клятвопреступление, и как следствие этих грехов произошло еще цареубийство.
– А мы можем сказать, что это вопрос догматический?
– Да, конечно. Существует масса литературы на эту тему. Я буквально недавно просматривал монархический катехизис, труды свт. Филарета (Дроздова), где он прямо говорит, что единственный строй, который благословлен Богом и, естественно, благословляется земной Церковью – это монархический строй, потому что он идеален для спасения души человека. Это Церковное учение. Просто сейчас его в силу многих обстоятельств отодвигают на второй план, предлагают совершенно иные точки зрения, но они не соответствуют истине.
– Батюшка, нужно ли сегодня русским людям каяться в убийстве Императора Николая II?
– Есть мнение, что достаточно прославить в лике святых Царственных Мучеников и все, как бы мы свой долг перед ними и перед Господом Богом выполнили; и потому все разговоры о покаянии не нужны и, может быть, кого-то даже раздражают… На самом деле наше покаяние должно продолжаться до тех пор, пока мы не увидим его плода. В чем плод покаяния? Мы должны увидеть нашего Государя.
Я поясню. Любое наше действие подразумевает как бы ответ от Господа Бога. Мы кладем поклоны, постимся, читаем молитвы… Мы делаем это до определенного момента. Когда этот момент наступает – нам не известно. Я имею в виду, что покаяние должно завершиться результатом. Вопрос о покаянии всегда будет первостепенным. Понимаете, для сатаны важно, чтобы человек перестал каяться, враг стремится внушить человеку, что того, что он сделал, – достаточно для спасения. Но это неправославная точка зрения. Мы читаем жития Святых и видим, что они пребывали в покаянии всю жизнь. Поэтому когда мы каемся, совершаем какие-то дела покаяния и не видим результата, это говорит о том, что покаяние наше еще не достаточно.
Если человек говорит: «Нам не нужно каяться, мы не жили в то время», он ошибается. Можно привести пример XVII-го века, когда русские люди каялись даже за умерших, и плодом такого благоразумного отношения к делу покаяния стало то, что Господь благословил Россию династией Романовых. А если бы наши предки стали что-то выдумывать, как-то оправдывать себя, Господь бы нас тогда вряд ли пожалел и помиловал. Также и сейчас – если мы желаем получить Божий дар, мы должны покаяться.
– Что реально мы можем сделать, в чем должно выражаться покаяние православного человека в грехе отступления от Царя?
– Если мы говорим о священнике, то он должен проповедовать необходимость покаяния, учить народ, объяснять суть греха, суть наших родовых грехов. Затем нужно служить молебны Царственным Мученикам с молитвой о возрождении Православного Царства. В храмах обязательно должны быть иконы Государя или Царской Семьи – это видимый знак того, что человек почитает Царственных Мучеников. Нужно молиться о упокоении тех Царей, которые правили нашим Государством, на заупокойной ектение на Литургии необходимо поминать Царей, Цариц, Великих Князей и Княгинь. Звучит эта ектения так: «Еще молимся о упокоении всех благочестивых Царей, благоверных Цариц, Великих Князей и Великих Княгинь и всех воинов, на поле брани за веру, Царя и Отечество живот свой положивших».
Это целый комплекс действий, который будет свидетельствовать о том, что человек верноподданный, что он думает об этом, читает, интересуется и ведет за собой народ, учит покаянию.
У нас просто нет другого пути. Мы смотрим на окружающую жизнь и можем констатировать тот факт, что отступление велико настолько, что не хватает, может быть, только прихода антихриста. И потому молитва о даровании Православного Царства подаст ту благодать, которая поможет нам выстоять в это сложное время, сохранить веру и быть благоразумными.
Знаю много примеров, когда человек молится Царственным Мученикам, и у него ясно на душе, он видит, что происходит сейчас, в наше время в окружающем мире. И, наоборот, те, кто не почитают Царственных Мучеников, часто не понимают даже самых простых, элементарных вопросов церковной жизни. Это поразительно!
Я давно читал у святых Отцов о том, что в последние времена дух антихриста будет владеть умами даже епископов и священнослужителей, и произойдет это незаметно для них самих, потому что они в разное время периодически делали уступки, противные своей совести. Если посмотреть на современную Россию – столько этих уступок увидим: когда иерархи «благословляли» принимать ИНН, когда не заступились за свой народ, и многое другое, называемое одним словом – глобализация, чему активно не противостояли. Но в мире Божием не существует духовных пустот. Если мы уступили где-то, на это место придет бесовская сила и овладеет умами и сердцами верующих людей. А когда мы молимся Царственным Мученикам, то получаем от Бога благодать, которая противостоит этому антихристову духу. И я еще раз повторю: тема возрождения монархии в России – это краеугольная тема, тема номер один, все остальное уже будет прилагаться.
– А если говорить о мирянах, то они что могут делать?
– Почитание на частном уровне всегда заключалось в том, что ты принес домой икону, поставил в святой уголок, творишь молитву, приходишь в храм и заказываешь молебны святым Царственным Мученикам. Православный человек всегда любил Царя, горел любовью к Помазаннику, Царю-батюшке, и эта любовь должна проявляться у православного человека и сейчас.
Окончание на стр. 5