ПРАВОСЛАВИЕ | СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ | СТРАНИЦА 9 |
Экуменизм – это ересь ересей, всеересь (преп. Иустин Челийский)
Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – «О вере. Глава третья. О том, что Крещение одно». Начало см. в № 12 (228).
Вопрос: Что такое Крещение? И почему оно необходимо для того, чтобы стать членом Церкви?
Ответ: Крещение – это Таинство, совершаемое каноническим епископом или священником (троекратное погружение в освященную воду и изведение из нее просвещаемого). В этом Таинстве крещаемый отрицается сатаны и всех его действ и дает обеты верности Богу, после чего и становится членом Церкви Христовой.
Вопрос: Признает ли Церковь действительным крещение, совершаемое еретиками?
Ответ: Никоим образом не признает. Крещением истинным может признаваться только Таинство, совершаемое один раз в истинной Православной вере. Святитель Василий Великий пишет: «…от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к Церкви».
Вопрос: Почему не крестят повторно принявших ранее Таинство Крещения в Православной Церкви?
Ответ: 47-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся Кресту и Смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников». Следовательно, крещение еретиков не может быть признаваемо действительным.
Вопрос: Может ли крещение совершаться обливанием или кроплением?
Ответ: Крещение должно совершаться только троекратным погружением, как это изначально установлено в Православной Церкви. Исключением может быть лишь предсмертное крещение, когда человек не в состоянии подняться с одра болезни.
Вопрос: Где может быть совершаемо Крещение?
Ответ: 59-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся: но хотящие удостоиться пречистого просвещения, к Кафолическим (вселенским православным, – примеч. ред.) Церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Если же кто обличен будет не хранящим постановленного нами: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Вопрос: Нужно ли поститься перед Крещением?
Ответ: «А пред Крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня» (Дидахе, гл. 7, 4).
Вопрос: Есть ли исключения из правил, дозволяющие не совершать полное троекратное погружение при Крещении?
Ответ: Крещение кроплением допускается лишь в тех случаях, когда человек находится в тяжелой предсмертной болезни и физически не способен погрузиться в купель.
Продолжение следует
Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение.
Преподобный Антоний Великий
Крещение принимает нас <в свое лоно> загрязненными в грехах и как бы ржавчиною поврежденными и возрождает из лона своего очищенными от греха.
Преподобный Ефрем Сирин
Не станем... назначать детям <имена> случайные... имена отцов, дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но имена мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое дерзновение у Бога. Впрочем, и на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы.
...Для сохранения чистоты для нас не довольно только креститься и уверовать, но если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь.
Святитель Иоанн Златоуст
У тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати [Крещения], по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой... нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу – сие великое и доброе хранилище.
Святитель Григорий Богослов
Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и тремя призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через предание им боговедения.
Святитель Василий Великий
Крещеный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми. Он должен исполнять единственно заповеди Евангельские.
Святитель
Игнатий (Брянчанинов)
Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения.
Святитель
Амвросий Медиоланский
Должен христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить в мужа совершенного (Еф. 4, 13). Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому Крещение будет во обличение в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами.
Святитель Тихон Задонский