ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Богоподобная чистота

 


Монашеский параман – символ обручения
Господу и подъятия на себя Его благого ига

 

Дочь Императора Ираклия, блаженная Феврония, с юных лет служила Единому Господу. Две сестры ее, Августина и Мартина, украшались титулом Августы, а Феврония подвизалась в уединении, заботясь только о том, как бы не лишиться славы вечной, приготовленной для всех страданиями Сына Божия.

Святой апостол учит: Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом (1 Кор. 7, 34). Здесь две высокие мысли о деве: дева, посвящающая себя Богу, заботится о славе Божией, потом она же заботится об освящении души и тела.

Кто так искренно и полно предан славе Господа, как та душа, которая не развлекается ничем земным? Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (Там же). Умное угождение мужу – дело должное; это не то, что служение страстям и грешной воле. Но земля и небо – не одно и то же. Услуживать мужу и услуживать Господу – вещи разные по предмету, по достоинству, по последствиям. Прямое и полное служение Господу – занятие самое высокое и самое достойное желаний человеческих.

Освящение души и тела – другой предмет забот девы. Чистота и невинность – свойства богосозданной природы человеческой. С расстроенною грехом природою недоступна на земле невинность райская; но она возвращается постепенно, по частям, при пособиях благодати Божией. И вот о возвращении этой-то невинности воздыхает дева, ее-то старается она усвоить себе подвигами.

Властью над стремлением к другому полу человек ставит себя выше животного. Зверь неудержимо влечется, следует влечению телесной природы. Человеку дана разумная свобода, чтобы господствовать над веществом. Честь ему, слава ему, если торжествует он победу над веществом. Само язычество уважало девственную чистоту: и оно для служения известным божествам назначало дев и юношей чистых, хотя с худым успехом. Тело христианина – собственность Божия, храм Святаго Духа (см.: Там же. 6, 15, 19; 3, 16–17); страшно злоупотреблять членами его (см.: Там же. 4, 18); только для обуздания грешной плоти указан брак (см.: Там же. 7, 2–3). Чистым же обещается высокое счастье (см.: 2 Кор. 7, 1; 1 Кор. 7, 35). «Ничто так не приближает к Богу, как добрая, целомудренная и богоподобная чистота, которая доставляет честь и делает нас способными предстоять Господу без развлечения».

Более чем вероятно, что святой Иоанн Патриарх († 595) писал для святой Царевны свое «Послание к деве, преданной Богу». Прочитаем некоторые места из этого обширного прекрасного послания.

«Хотя и успеешь в добродетели, не возносись добротою твоею, чтобы за тщеславие не отвратился от тебя Бог <…>. Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою, – закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее. Иначе навык греховный ведет споткнувшегося к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтобы как-нибудь не замаралась <…>.

Упражняйся непрестанно в Священном Писании. Как вино, когда пьют его, прекращает печаль и производит в сердце веселость, так и духовное вино, когда пьешь его, производит в душе радость <…>. Все настоящее слабее паутины, обманчивее сновидений. Спаситель ублажает скорбящих, чтобы наслаждение приятным не удерживало в своей власти пристрастных к нему. Как Авраам, услышав слова: „Изыди от земли твоея“ (Быт. 12, 1), вышел, – оставим и мы обычные наклонности наши, чтобы, упражняясь в умерщвлении, переселиться в горний город; будем всегда носить мертвенность Иисуса в теле своем и помнить слова: „Трезвитесь, бодрствуйте“ (1 Пет. 5, 8) <…>. Много купцов, которые, обнищав, снова обогащались и, после кораблекрушения продолжая торговать, поправляли свое состояние. Неужели для нас приготовил Бог огонь? Нет, для диавола и ангелов его; только пусть сами мы не разводим того огня <…>.

Если не можешь быть солнцем, будь по крайней мере звездою, восходи с земли к небу; начни ревновать светлым звездам <…>. Ты возжелала девства? Храни заповеди, и Господь сохранит тебя. Если, молясь, скажешь: „Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока“ (Пс. 16, 8), – скажет тебе и Он: „Храни Моя заповеди, и поживеши, словеса же Моя яко зеницы очию“ (Притч. 7, 2). Если будешь расположена так, Господь, усвоив Себе попечение о тебе, скажет: „Касаяйся вас яко касаяйся в зеницу ока“ (Зах. 2, 8)  Моего <…>.

Многие девы понесли мученичество. Если же другие перенесли смерть, ужели ты не можешь превозмочь похоти?

Надобно властвовать не только над похотью, но и над гневом. Язык твой должен говорить немного <…>. Берегись, чтобы язык не погубил тебя: язык, говорит Иаков, заражает все тело (см.: Иак. 3, 6); когда заразится все тело, необходимо повредится и ум <…>. Язык заключен двумя преградами: зубами и губами, чтобы, подобно целомудренной девице, не произносил ничего безрассудного <…>.

Сладок ночной сон, но будь уверена, что ничего нет слаще пения псалмов. Тебе тяжко спать на земле? Но вспомни, что мученики были повергаемы на горящие угли. У тебя очень горько во рту от поста? Но Христос для тебя вкусил желчи. Ты плачешь о себе? Но ты никогда не плакала, как Павел, о спасении других. Облегчай труд надеждою: за печалью следует радость».

По таким правилам, с такими мыслями подвизалась святая Царевна Феврония. Чистая душою и телом, почила она в 632 году.

 

Избранные жития святых, изложенные
по руководству Четьих-Миней
архиепископа Филарета
Черниговского. Т. 2. М., 2011.

 

 

 

19 октября / 1 ноября. Среда.

Прор. Иоиля (800 до Р.Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преп. Иоанна Рыльского (1238). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Сщмч. Сергия Покровского пресвитера (1937).

 

20 октября / 2 ноября. Четверг.

Вмч. Артемия (362). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Преп. Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.). Сщмч. Николая Любомудрова пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).

 

21 октября / 3 ноября. Пятница.

Преп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Преп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Преп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Препп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303). Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).

 

22 октября / 4 ноября. Суббота.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450). Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937). Сщмчч. Николая, Николая пресвитера и прмч. Григория (1937). Обретение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III). Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

 

23 октября / 5 ноября. Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544). Свт. Игнатия, Патриарха Константинопольского (877–878). Преп. Елисея Лавришевского (ок. 1250). Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).

 

24 октября / 6 ноября. Понедельник.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Препп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Преп. Зосимы Верховского (1833). Блж. Елезвоя, Царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, Патриарха Цареградского (ок. 1315). Преп. Георгия исп. (1959). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918); преп. Арефы Митренина исп. (1932); сщмчч. Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского пресвитера (1938).

 

25 октября / 7 ноября. Вторник.

Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). Препп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Преп. Матроны Власовой исп. (1963).

 

26 октября / 8 ноября. Среда.

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения, бывшего в Царьграде (740). Преп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Преп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Преп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

 

27 октября / 9 ноября. Четверг.

Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Преп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним. Прмч. Сергия Чернухина (1942).

 

28 октября / 10 ноября. Пятница.

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Преп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Преп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Преп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, Патриарха Иерусалимского (363). Преп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Преп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).

 

29 октября / 11 ноября. Суббота.

Прмц. Анастасии Римляныни (III). Преп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Преп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преп. Анны (826). Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).

 

30 октября / 12 ноября. Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, Короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

 

31 октября / 13 ноября. Понедельник.

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Препп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Преп. Мавры (V). Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Прмч. Леонида Молчанова (1918); сщмчч. Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, прмчч. Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мч. Иакова Блатова (1937); прмч. Иннокентия Мазурина (1938).

 

1/14 ноября. Вторник.

Безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преп. Феодотии (III). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, Царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII). Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник