ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Исполнение закона»

 

 

 

Мы завершаем серию публикаций святоотеческих наставлений о духовной брани. Последний по порядку православной аскетики, наихудший из всех, именуемый Святыми Отцами «матерью страстей» порок – это гордость. Противоположная же ему высшая христианская добродетель, совокупность совершенства (Кол. 3, 14) и исполнение закона (Рим. 13, 10) – любовь. Заповедь Божия о любви двояка: христианин должен возлюбить Бога всем сердцем и возлюбить каждого человека, как самого себя. Наша подборка изречений учителей Церкви посвящена теме стяжания любви к ближним.

 

Кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего.

 

Святитель Василий Великий

 

+ + +

 

Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке Твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяния, вознаграждает тебя за это.

 

+ + +

 

Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей.

 

+ + +

 

Если будешь любить подобного себе, то приобретешь много, потому что сделаешься подобным Богу. Видишь, не ему ты благодетельствуешь, а самому себе. Награда уготована не ему, а тебе. Но что, скажешь, если он порочен? Тем большая готовится тебе награда; и за самую порочность его ты должен быть благодарен, если он, несмотря на множество благодеяний, остается порочным; если бы он не был весьма порочным, то тебе не была бы уготована великая награда. Таким образом, самый этот повод к нелюбви, возражение, что он порочен, должно быть побуждением к любви.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

+ + +

 

Научитесь и вы друг друга тяготы носити (см.: Гал. 6, 2), научитесь благоговеть друг пред другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать или тотчас возмущаться [гневом], чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвердое, не могущее выдержать никакого приражения, как бывает с дыней: если хотя малый сучок коснется ее, тотчас делает в ней повреждение, и она гниет. Напротив, имейте сердце твердое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся.

 

+ + +

 

Писание говорит: Возлюбиши искренняго своего, яко сам себе (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: «Как могу я возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о сокрытых в сердце его, которых не вижу и не знаю, подобно своим?» Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание, и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх, на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай же и не говори: «Как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. наверху лестницы?» Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует сего от тебя; но берегись, по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается: и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божиею и верха лестницы. Ибо мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.

 

Преподобный авва Дорофей


+ + +

 

Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его <…> и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и самое достойное. Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться того приветствия, которым ты приветствовал его, и посеешь в нем семена добродетели. От такой приобретенной тобою привычки отпечатлеется в тебе добрый образ, ты приобретешь высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какой недостаток, он легко примет от тебя врачевание, устыдившись той чести, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав – со всеми быть приветливым и почтительным. Никого не огорчай, никому не завидуй – ни силе веры, ни, наоборот, плохим делам его. Но берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на Небесах. Если же хочешь обратить кого-либо к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит он в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет раздражаться или огорчаться на кого-нибудь, или укорять кого-нибудь с досадой.

 

Преподобный Исаак Сирин

 

+ + +

 

На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к Нему расположение, чтоб быть готовыми положить за Него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-либо зол, но всех видеть добрыми, как сказано: хотя увидишь кого боримым страстьми, не брата, а страсти ненавидь, борющие его. А когда увидишь такого, над которым тиранствуют похоти и недобрые привычки, имей к нему еще большее сострадание, чтоб иначе и самому не быть искушенным подобно ему, как изменчивому и состоящему под влиянием изменчивого вещества.

 

Преподобный
Симеон Новый Богослов

 

+ + +

 

Причина <...> любви [к ближнему] одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

 

+ + +

 

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.

 

+ + +

 

Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

+ + +

 

Коренная, источная заповедь: люби! Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать – люби, но нелегко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф. 22, 39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе, и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими, так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше «я», то не жди добра.

 

+ + +

 

Вера в Божество Сына Божия, ради нас воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним, ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтобы иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится новым творением; во Христе же бывает тот, кто верой и благодатным возрождением через Святые Таинства, с верой принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что желающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок, напрасно ожидают этого.

 

Святитель Феофан Затворник

 

+ + +

 

Человек может думать, что имеет любовь, а на самом деле ее не иметь. В православном догмате находит человек истинную любовь. Как-то раз ко мне в келью пришли два католика, один был журналистом, другой – секретарем в Ватикане. «Прежде прочитаем „Отче наш“», – сказали они. «Чтобы прочитать „Отче наш“, – сказал я, – нужно прийти к согласию в догмате, но между нами и вами великая пропасть». «Так что же, – говорит один, – только православные спасутся? Бог со всеми людьми!» «Правильно, – отвечаю я ему, – а ты можешь мне сказать, сколько людей с Богом?» «Проявим любовь!», – говорят они потом. «И грех сделался модой», – говорю я. «И это тоже часть любви», – говорят они. «Все говорят о любви, мире и согласии, – сказал я им в конце, – и все живут в разладе с собой и с другими, потому и делают все большие бомбы». Многие, кто говорит о мире и единении, сами не пребывают в единении с Богом, потому что не любят Его и не имеют истинной любви. Истинная любовь у того, кто имеет правую веру, живет вблизи Бога. Тогда в его лице начертывается Бог, и другие видят в его лице Бога.

 

+ + +

 

Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут, и все остальные добродетели придут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приобретение любви и смирения.

 

Преподобный Паисий Святогорец

 

 


  Молитвослов преп. Паисия

      Уважаемые читатели! Православное издательство «Сатисъ» предлагает вашему вниманию новое издание книги «Молитвы и псалмы на всякую потребу души. Наследие святого Паисия Святогорца». Книга содержит 315 главок, включающих избранные псалмы и молитвы, с указанием в алфавитном порядке, какой конкретной проблеме они посвящены и в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени. Издание можно заказать в интернет-магазине «Сатиса»: http://satis.spb.ru, а также по тел.: 8-812-323-63-21 и электронной почте: satis_ spb@mail.ru.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник