ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Афганской войны

 

 

РАЙЛЯН

АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ

Командир авиаэскадрильи вертолетов Ми-8, майор. Родился в 1954 году в селе Молдаванском Краснодарского края, окончил Саратовское военное авиационное училище. Служил летчиком и командиром вертолета, командиром звена.

Участвовал в боевых действиях в Афганистане (ДРА, Демократической Республике Афганистан): в 1983 году командовал отрядом вертолетов Ми-8. Совершил 284 боевых вылета на вертолете Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых. После возвращения на Родину продолжил службу в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи вертолетов.

В 1986 году вновь был задействован в боевых действиях в ДРА в должности командира эскадрильи. На вертолете Ми-8МТ совершил 410 боевых вылетов (из них 135 – ночью), высадил 600 десантников и эвакуировал более 100 раненых. Участвовал в операциях в провинциях Кабул, Газни, Пактия, Кунар, Нангархар и Лагман. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6000 боевых вылетов, высадила более 7500 десантников, перевезла 670 тон боеприпасов и продовольствия, эвакуировала около 300 раненых.

 

+ + +

 

Днем этот пятачок на уступе каньона еще мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Но ночью – без вариантов. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолетной эквилибристике привычный. Ну, раз так, то полетит Райлян – к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье уже привыкли.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя – не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян делит так: «Один луч – авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй – боевым друзьям по Афганистану. Третий – родителям, которые воспитали. Четвертый – жене и сыну, чья доля – ждать и надеяться – едва ли легче солдатской. Ну, и пятый – себе». Так как же он выглядит, героизм, поделенный на пять?

…Каньон встретил вертолеты кромешной тьмой – ни луны, ни звезд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окруженные душманами, отбивались наши десантники, почти без боеприпасов. Там были и раненые. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать, что для него невозможнее: приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи.

Они вылетели вчетвером – два Ми-8 и два вертолета поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Посадка на одно колесо кажется невероятной. Но она состоялась. Утром Райлян тщательно осмотрел машину – ни царапины! А в эскадрилье – без потерь.

Рассказывая о той памятной ночи, Александр не забыл никого из действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолетов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова... Я же слушал и прикидывал, на сколько частей командир расщепил свой единственный лучик Золотой Звезды героя...

 


 

   
РАЙЛЯН А.М.   РУБАН П.В.

 

 

РУБАН

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Командир штурмовой авиационной эскадрильи, подполковник. Родился в 1950 году в селе Хильчичах Сумской области Украины. После окончания металлургического техникума трудился разливщиком металла. Однако жизнь свою решил посвятить авиации. В 1972 году экстерном окончил Черниговское высшее военное училище летчиков, служил в Прибалтийском военном округе, в группе советских войск в Германии, в Закавказье.

Уже на втором году службы стал командиром звена, которое вскоре было признано лучшим. Затем – начальник разведки полка, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи. В 1983 году отличился на учениях «Союз-83». Летом того же года майору Рубану предложили возглавить штурмовую авиационную эскадрилью в Республике Афганистан.

Этого офицера-руководителя всегда отличали дисциплинированность, грамотность, старательность. Петр Васильевич чувствовал ответственность за исполнение своего служебного долга, всегда тщательно следил за боевой выучкой летного состава, соблюдением требований документов по обезпечению безопасности летной работы, был настойчив и принципиален. Личный состав эскадрильи под его командованием налетал 1119 часов, осуществив при этом 1149 боевых вылетов. Не раз они выполняли задания по прикрытию войск и колонн, нанесению авиационных ударов по скоплениям мятежников, складам с оружием и боеприпасами. По итогам боевой и политической подготовки эскадрилья Рубана значилась одной из лучших в ВВС в Афганистане.

Петр Рубан был военным летчиком первого класса. Полетные задания выполнял на отлично, цели поражал с первого захода, летал смело и уверенно. Всегда решительно атаковал наземные цели, несмотря на зенитное противодействие мятежников. Управлял самолетами Л-29, МИГ-17, МИГ-21, СУ-17. В 1982 году успешно прошел переобучение на новый авиационный комплекс СУ-25. Был подготовлен к ведению боевых действий в полном объеме курса боевой подготовки; общий налет составлял 1765 часов. В Афганистане выполнил 106 боевых вылетов, налетал 96 часов.

Принимая участие в Гератской и Кундузской, Шинданской и Фарахской операциях, 20 раз лично руководил эскадрильей при выполнении боевых заданий. В декабре 1983 года и в январе 1984-го принимал участие в Баграмской операции, во время которой десять раз водил эскадрилью на уничтожение живой силы и огневых точек мятежников. В сложных условиях боевой обстановки смело, решительно, грамотно управлял экипажем в воздухе. Сначала сам находил и подавлял зенитные средства противодействия и только после этого позволял летному составу работать на объектах.

За время службы в ДРА лично уничтожил 14 ДШК (станковых крупнокалиберных пулеметов, – примеч. ред.), 3 опорных пункта, 6 автомобилей, 1 склад горюче-смазочных материалов, 2 мотоцикла, более 300 мин, 3 пушки, около 250 мятежников. Пользовался исключительным авторитетом среди личного состава.

16 января 1984 года, участвуя в очередной операции по уничтожению обнаруженной банды душманов, эскадрилья из восьми самолетов, ведомая П.В. Рубаном, наносила массированный удар в районе населенного пункта Ургун в условиях мощного противодействия противника зенитно-ракетными средствами. Командир эскадрильи первым выполнил атаку, однако на выходе из пикирования самолет СУ-25 получил повреждения от попавшей в него ракеты и потерял управление. Летчик катапультировался при большом угле крена и на малой высоте, что препятствовало полному раскрытию парашюта...

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

НОНЯ – сегодня.

НУЖА – бедность, нужда.

НУЖНЫЕ ЛЮДИ – нуждающиеся, бедняки.

НЯНЯ – старшая сестра.

ОББРЕХАТЬ – обругать.

ОБДОНЬЕ – прибережная полоса земель вдоль Дона.

ОБЛИЧЬЕ – лицо в высоком слоге, как физиономия.

ОБЛЫЙ – круглый.

ОБМИШУЛИТЬСЯ – ошибиться, оскандалиться.

ОБРАДА – радость, нечто приносящее радость, отрада.

ОБРАТАТЬ – накинуть на голову коня оброть-недоуздок, приучить дикого коня к привязи.

ОБРОТЬ – недоуздок, род узды без удил с одним поводом при содержании коня на привязи.

ОБТЕРХАННЫЙ – потертый, поношенный.

ОБЫДЕНКИ – в один день, с утра до вечера.

ОБЫКНОСТЬ – привычка, обыкновение, обычай.

ОБЫКНУТЬ – притерпеться, привыкнуть.

ОГАРНОВАТЬ – успешно закончить дело.

ОГЛУМ – болезнь лошади, нарушение нормальных функций мозга; заболевшая лошадь перестает есть, не слушается повода, а безсознательно движется по прямой линии, натыкаясь на заборы и стены, бьется о них головой и грудью. Казаки также называют оглумом человека, поступающего необдуманно, идущего напролом, не разбирая пути и средств.

ОГНЕВИЦА – лихорадка, горячка.

ОГРЕБАТЬСЯ – грести одним веслом.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник